secretmag.ru
Опубликовано 08 июня 2020, 15:36

Российский дрифт. Как хулиганские гонки стали большим бизнесом

Напустили дыма

Десять лет назад дрифтом в России баловались в основном хулиганы — жгли резину на парковках у супермаркетов, а сейчас это целая индустрия, в которой крутятся сотни миллионов рублей. И это редкий пример явления, развитие которого началось не в столице, а на Дальнем Востоке и в Сибири. «Секрет фирмы» разобрался, как незаконное развлечение городских субкультур превратилось в серьёзный бизнес.

Российский дрифт. Как хулиганские гонки стали большим бизнесом

Почему дрифт популярен в России

Если бы не коронавирус, сезон 2020 года для российского дрифта мог стать знаковым и прорывным: впервые заезды должны были показать по телевизору. Телеканал «Матч ТВ» купил права на трансляции у «Российской дрифт серии» (РДС/RDS) — главного организатора этих соревнований в стране.

Впрочем, и без телеаудитории российский дрифт не обделён вниманием. На этапы в 2019 году приходили до 18 500 зрителей, что сопоставимо со средней посещаемостью футбольных матчей Российской премьер-лиги. Ни одни другие гонки не вызывают такого интереса у россиян — конечно, за исключением «Формулы-1» (посмотреть на Гран-при России в Сочи приходят до 60 000 человек).

Причин для такой популярности несколько. Главная — зрелищность. В каждый поворот машины входят в заносе, часто на скорости более 100 км/ч, и при этом движутся почти перпендикулярно трассе — то есть едут боком. Всё это сопровождается эффектным дымом из-под колёс.

Как проходят заезды

Заезды парные: сначала один пилот «убегает» по заданной траектории, а второй пытается держаться на хвосте максимально близко к первому. Затем гонщики меняются ролям. Судьи оценивают, как каждый входил в повороты, насколько близко ехал к сопернику (или смог оторваться от преследователя), а также как быстро и зрелищно ехал. Проигравший выбывает, победитель идёт дальше до финала по олимпийской системе.

Трассы в дрифте компактные, поэтому зрителям видно всё происходящее от старта до финиша. В большинстве кольцевых автогонок, например, у «Формулы-1», с трибуны просматривается лишь небольшой отрезок. В этом у дрифта также преимущество.

Этапы топовой гоночной серии RDS GP проходят в разных городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Рязани, Нижнем Новгороде, Красноярске и Владивостоке. Всего в серии около сотни пилотов, представляющих около десятка команд.

Часто на этапы заявляются мировые звёзды дрифта из Японии и Европы, а российский чемпионат регулярно называют в числе трёх-пяти самых сильных в мире — это тоже сказывается на интересе к RDS GP. Как и заграничные победы главной звезды русского дрифта — красноярца Георгия Чивчяна по кличке Гоча. Он выступал в Европе и в США, но чаще — на родине дрифта в Японии, где ещё в 2013 году поразил местную публику своим мастерством. В 2018 и 2019 году Чивчян победил в Межконтинентальном кубке по дрифту.

Российский дрифт. Как хулиганские гонки стали большим бизнесом

Как развивался дрифт в России

Дрифт зародился в Японии как нелегальная уличная субкультура в 1980-х годах. Соревновательной дисциплиной дрифт стал там в 2001 году, в 2004-м он пришёл в США.

В России про дрифт многие узнали после выхода фильма «Тройной форсаж. Токийский дрифт» в 2006 году. Но к тому времени на востоке страны уже были энтузиасты, которые быстро сформировали сильнейшие школы дрифта в России — красноярскую и владивостокскую.

Сказалась близость к Японии, откуда в восточные регионы завозили подержанные праворульные машины, в том числе подходящие для дрифта спортивные заднеприводные Nissan Silvia, Toyota Supra и другие. Запчасти для их тюнинга здесь также были доступнее, чем в европейской части России. Позже сибирские и дальневосточные пилоты начнут регулярно ездить соревноваться в Японию и принимать родоначальников дрифта во Владивостоке.

Поначалу поклонники дрифта осваивали езду боком на парковках супермаркетов и дорогах общего пользования, нарушая ПДД. Однако уже в 2005 году во Владивостоке прошёл первый любительский чемпионат по дрифту. Затем культура стала двигаться на запад: в 2007 в Подмосковье появилась гоночная серия «Формула дрифт». Она просуществовала четыре года, но так и не смогла стать коммерчески успешным проектом.

Зато это удалось РДС. Серию в 2009 году создал гонщик Тимофей Кошарный, позже к проекту присоединился профессиональный управленец Александр Смоляр. Они стали продавать билеты на соревнования, а в 2010 году привлекли первого крупного спонсора — бренд смазочных материалов Aimol Дмитрия Добровольского.

В 2015 году Добровольский выкупил РДС. Сумму сделки стороны не раскрывают. «Я купил не убыточный проект, — говорил Дмитрий. — Благодаря разумному, жёсткому стилю руководства Саши Смоляра РДС удалось в 2014–2015 годах стать более-менее коммерчески успешной структурой. Поэтому мне как бизнесмену было проще всё это вывести на новый уровень. Я купил не идею, а нормальный стартап».

Сколько тратят и зарабатывают на дрифте

По данным СПАРК, в 2018 году доходы РДС составили 81,6 млн рублей, а расходы — 85,6 млн рублей. Данных за 2019 год ещё нет.

«Пока расходы превышают доходы, потому что я продолжаю инвестиции, — объясняет Добровольский. — Если не брать вирус и экономический кризис, то в целом уже сейчас РДС может спокойно существовать в коммерческом поле, на свои собственные деньги без дополнительных вложений. Для этого требуется немного сократить текущие затраты на маркетинг и приглашение звёзд. Я этого не делаю только потому, что понимаю: мы можем достичь большего. Мне льстит упоминание РДС в тройке ведущих мировых чемпионатов. Но я думаю о том, что мы можем быть на первом месте».

Более половины выручки РДС приносит продажа билетов. Другая важная статья дохода — спонсорские контракты. Помимо Aimol в числе крупных партнёров серии — Toyota и производитель энергетических напитков Monster Energy. Также РДС привлекает локальных рекламодателей. «На каждом этапе у нас есть 5–15 местных компаний, которым важен именно офлайновый зритель», — говорит Добровольский.

Ещё у РДС есть интернет-магазин, где продают брендированную одежду и аксессуары, а в 2020 году серия продала права на трансляции этапов телеканалу «МатчТВ». Сумму контракта Добровольский не раскрыл, но отметил, что это «взаимовыгодное сотрудничество». Попадание в телевизор — сильный аргумент на переговорах с некоторыми рекламодателями.

Однако чаще бренды подписывают контракты не с самой серией, а с отдельной командой. Например, команду «Форвард авто» Георгия Чивчяна спонсируют известные производители моторных масел (Motul), свечей зажигания (NGK), шин (Toyo Tires), тормозных колодок (Kashiyama) и другие.

«Нужно понимать что мы вкладываем в понятие гоночной команды. Изначально это объединение нескольких пилотов в команду скорее ради взаимной поддержки, чем для поиска какой-либо выгоды, — говорит директор “Форвард авто” Александр Смирнов. — Но сейчас стали появляться команды, создание которых было инициировано каким-то брендом ради привлечения внимания к этому бренду с последующим использованием этой команды как рекламной площадки».

Например, в 2019 года «Лукойл» выставил на RDS GP две машины. «Для нас это может стать отличным маркетинговым инструментом», — не скрывал руководитель «Лукойл рейсинг» Евгений Малиновский.

Команда также может получать призовые. Но пока RDS GP платит совсем немного: победителю сезона платят 500 000 рублей, обладателю серебра — 300 000 рублей, занявшему третье место — 200 000 рублей. За победу на этапах призовые не предусмотрены.

Пока ни одна команда в РДС не смогла стать прибыльным предприятием — слишком велики расходы, говорит Смирнов. По его словам, хороший гоночный автомобиль для дрифта стоит 8–15 млн рублей. Разорительны и расходники.

Российский дрифт. Как хулиганские гонки стали большим бизнесом

«Добавим сюда расходы на техническое обслуживание, транспортные расходы, инвентарь команды, автомобили техподдержки, экипировку и так далее, — перечисляет Александр. — В общем, выходит очень дорогое удовольствие. Технический вид спорта априори не бывает дешёвым».

«Форвард авто» подпитывается от основного бизнеса Георгия Чивчяна — онлайн-магазина автозапчастей и сети автосервисов в Красноярске, Краснодаре и Москве.

Смирнов допускает, что в будущем команды в РДС смогут зарабатывать. «Но потребуется время, пока компании начнут вкладывать в дрифт более крупные бюджеты», — говорит он.

Российский дрифт. Как хулиганские гонки стали большим бизнесом

© mskagency.ru/Андрей Никеричев

Каковы перспективы дрифта в России?

До коронавируса по многим показателям РДС росла такими темпами, что её будущее вселяло оптимизм, утверждает Дмитрий Добровольский. Он сетует: «Зимой мы вели много переговоров с представителями крупных мировых компаний. Но сейчас они все приостановлены. Думаю, мы будем отброшены назад».

Но это произойдёт не сразу. На 2020 год у большинства пилотов-участников все бюджеты подтверждены, машины готовы, есть запасы шин и запчастей. Предварительно РДС планирует провести в этом сезоне шесть этапов (столько же было и в 2019 году), начиная с 11 июля.

«Так что ключевой вопрос: что будет в 2021 году, насколько спонсоры сократят финансирование, — рассуждает Добровольский. — А это однозначно произойдёт, не сомневаюсь. Ну, будем выживать, помогать командам и самим себе».

Но есть и обнадёживающие новости: в апреле Министерство спорта РФ официально признало дрифт спортивной дисциплиной, включив его во всероссийский реестр видов спорта. Это означает, что эти гонки окончательно выходят из «серой зоны». Благодаря этому организаторы дрифт-соревнований могут рассчитывать на поддержку со стороны властей, особенно в регионах. «Достаточно, чтобы дали площадку и помогли с охраной, со скорой, с пожарными — всё остальное организаторы делают сами. Я думаю, это может стать стимулом для развития дисциплины в России», — резюмирует Добровольский.

По сравнению с другими видами автоспорта (и не только авто) дрифту будет легче адаптироваться к кризису. Здесь нет жёстких требований к автомобилю, можно ездить даже на «жигулях». Поэтому у дрифтеров есть пространство для инженерных манёвров, если им придётся экономить. Впрочем, и до кризиса это была ещё одна фишка дрифта, которая также позволила ему завоевать внимание публики: каждый автомобиль здесь уникален.