Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2385 -0,0036
  • 3,47 EUR 3,474 +0,01
  • 3,5 100 RUB 3,503 +0,0062
  • 10 CNY 4,4416 -0,0094
Мнение «Про бизнес» 16 июля 2020

«Наш рынок — пока на задворках для крупных сервисов». Spotify уже здесь, но готовы ли мы платить за контент?

Фото с сайта unsplash.com

Один из самых популярных в мире музыкальных сервисов Spotify вышел на русскоязычный рынок. Пользователям предлагают бесплатную версию с рекламой и ограничениями или платную подписку.

Насколько наши люди готовы к тому, чтобы платить за развлекательный контент? И что ждет стриминговые сервисы в ближайшем будущем? Об этом поговорили с автором Телеграм-канала «Колонка некодера» Сергеем Лавриненко.

Spotify используют более 286 миллионов человек во всем мире. В библиотеке сервиса более 50 миллионов музыкальных композиций. С 15 июля Spotify запустили в России, Беларуси, Украине, Молдове, Казахстане и ряде других стран. Сейчас он доступен на 92 рынках.

Платить ли за развлекательный контент? Как изменилось отношение пользователей

— За последние несколько лет русскоязычная аудитория постепенно пришла к тому, что за контент все-таки нужно платить. Раньше о покупке фильма, музыки или игры и речи не шло — люди привыкли к доступности пиратских копий. Тратить на это деньги многие считали даже странным.


Сергей Лавриненко
ИT-менеджер, автор Телеграм-канала «Колонка некодера»

И это неудивительно, ведь на русскоязычном пространстве все очень сложно с вопросами защиты авторского права. Я не могу вспомнить громких прецедентов с каким-то более-менее существенным наказанием за его нарушение обычными пользователями.

Тем не менее со временем аудитория начала меняться. Пользователи стали привыкать к мысли, что за контент можно и нужно платить. Основная причина — появление достаточно удобных сервисов, которые понравились людям.

К тому же раньше меломаны зачастую хранили все у себя, забивая по несколько винчестеров любимой музыкой. Сейчас привычки поменялись — держать большие объемы данных такого рода на своих устройствах уже не нужно. Современный человек готов заплатить несколько долларов, чтобы сервис предоставлял нужную ему информацию и обеспечивал доступ к ней в любой момент с различных девайсов.

Фото с сайта unsplash.com

Повлияло и развитие интернета за последние несколько лет. Покрытие сетью у нас стало достаточно широким, чтобы доступ к контенту был обеспечен практически отовсюду. Сервисы по подписке дали людям доступ к любой музыке или видео в любой момент времени и где угодно — это и стоит денег.

Удобство — основная причина роста популярности сервисов «по подписке».Конечно, цена также имеет значение, особенно в русскоязычных регионах. Наши страны, объективно, не самые богатые. Стандартная подписка на сервис развлекательного контента обычно стоит в пределах $ 5. Европеец эту сумму психологически воспринимает как незначительную. У нас ситуация иная — трата кажется более весомой. Тем не менее круг людей, которые могут себе позволить платить за сервисы, уже сформировался.

Интересен ли стриминговым сервисам русскоязычный рынок?

Выход Spotify на русскоязычный рынок наглядно демонстрирует рост востребованности подобных сервисов. Более того, Spotify — не единственный, ведь не так давно у нас появился и YouTube Premium.

Фото с сайта unsplash.com

Но, несмотря на это, русскоязычный рынок — пока еще задворки. Мы не являемся тем регионом, на который в первую или даже во вторую очередь выходят крупные мировые сервисы. Пока, скорее, плетемся в хвосте. К нам приходят те платформы, которые уже протестировали и масштабировали в более богатых регионах. Для них рынок уже становится тесным, поэтому они рассматривают любые возможности для расширения.

СНГ и русскоговорящие страны — это тоже рынок, который принесет свою копеечку.К сожалению, пока крупные сервисы не уделяют особого внимания нашем рынку. Об этом свидетельствует порой не самая логичная ценовая политика: например, подписка на YouTube Premium в Беларуси стоит $ 7, а в России — $ 2. Конечно, если бы в сети занялись разбором демографических выкладок, то поняли бы, что это абсурдно: средняя зарплата в России выше, но цена подписки при этом ниже.

Дело в том, что региональные менеджеры крупных сервисов и платформ мыслят другими категориями. Например, относят Беларусь и Украину то к европейскому, то к русскому региону. Отсюда и возникают ситуации, когда цены ближе к тем, что установлены в Польше или Литве.

Пираты и «белые» конкуренты — что ждет стриминговые сервисы в русскоязычном регионе

Русскоязычные страны — спорный рынок для стриминговых сервисов и платформ. Из-за огромного количества пиратских ресурсов, которые составляют конкуренцию, есть вопросы с тем, будет ли рентабельно выходить в СНГ.

К счастью, сейчас сформировался тренд на «обеление» контента. Например, самое крупное хранилище пиратской музыки «ВКонтакте» постепенно переходит на подписочную модель и вводит свою монетизацию. По крайней мере, они пытаются договариваться с рекламодателями и делают шаги в сторону защиты авторского контента.

Фото с сайта unsplash.com

Наш рынок понемногу становится цивилизованным. Но предстоит еще много работы, ведь торренты вполне себе живы и, скорее всего, никуда не денутся. Какой-то сегмент пользователей будут продолжать потреблять пиратский контент. Но становится все сложнее технически пользоваться торрентами — их установка, навигация и прочие нюансы отнимают время. Сервисы по подписке же максимально упрощены для пользователя — они удобнее и быстрее. В целом сегмент современной молодежи, которая приучена слушать/смотреть «белый» контент, будет расти.

Но помимо пиратства в России уже есть и «белые» конкуренты. Конкуренцию Spotify и Яндекс.Музыки можно описать аналогией «Яндекс и Google на рынке поисковиков». Яндекс традиционно предлагает больше локального, а Google — глобального. То же самое, я уверен, будет происходить и у стриминговых сервисов. Представленность местных русскоязычных исполнителей в Яндекс.Музыке будет шире, характерные предпочтения местной аудитории будут учитываться в алгоритмах. У Spotify же более широкий доступ к зарубежным исполнителям — там будет больше нишевой музыки, исполнителей из разных стран. Поэтому у пользователя появится выбор. А платформы уживутся на рынке, хотя и будут конкурировать.

Сервисы обогатятся, а авторы — нет. Какое будущее ждет стриминговые платформы

В целом в ближайшем будущем сервисы развлекательного контента продолжат развиваться, их количество, скорее всего, будет расти. И стриминговые платформы будут хорошо зарабатывать, так как являются одним из основных каналов дистрибьюции контента.

Фото с сайта unsplash.com

А вот музыкантам и создателям контента заработать на этом не получится. К сожалению, те роялти, которые капают со стриминговых сервисов авторам, — копеечные.

Если ты не Мадонна, Beatles или Metallica, то каких-то серьезных сумм получить не удастся.Создатели сериалов, вероятно, зарабатывать на сервисах «по подписке» смогут. Netflix — наглядный тому пример:  он стал уже целой индустрией с огромными охватами и сам производит контент.

Классический кинематограф пока все еще продолжает делать кассу в кинотеатрах. Дистрибьюция через стриминговые сервисы — пока далеко не основной канал заработка для студий.

Тем не менее для создателей/производителей контента развитие стриминговых сервисов и платформ — тоже позитивное явление. Это в любом случае намного лучше, чем пиратство. Во-первых, сервисы приносят пусть совсем небольшие, но деньги. Во-вторых, они предоставляют четкую статистику с данными о пользователях, благодаря чему можно понять, кто именно слушает/смотрит контент и где. За счет этого можно корректировать свои рабочие процессы — планировать гастроли, например.

К тому же стриминговые сервисы дают возможность контенту стать виральным в совершенно неожиданных регионах. Вы могли и не подозревать, но на другом конце планеты можно быть значительно популярнее, чем на родине. Так что для артистов это возможность расширять свою аудиторию, постепенно осваивать новые рынки и находить своих слушателей. 

Читайте также

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.