secretmag.ru
Опубликовано 11 сентября 2020, 18:41

Что пугает немецких топ-менеджеров в России. 6 особенностей национального рынка труда

Прорехи в образовании кандидатов, риск их ухода безо всяких причин и суровый нрав русских — вот с чем сталкиваются немецкие компании, которые ищут сотрудников в РФ. Что ещё настораживает топ-менеджеров из Германии на российском рынке труда?

Что пугает немецких топ-менеджеров в России. 6 особенностей национального рынка труда

Немцы в России

По оценке Центрального банка Германии, объём прямых инвестиций немецкого бизнеса в российскую экономику в I квартале 2020 года составил 1,8 млрд евро.

Вопреки тому, что немецкий бизнес из-за борьбы с коронавирусом потерял на российском рынке почти 750 миллионов евро, почти треть компаний — членов Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП) планируют инвестировать в РФ в течение следующего года. Несмотря на санкции, чрезмерную бюрократизацию, коррупцию и вялую экономику, Россия — «своего рода скрытый поборник немецких инвестиций», подчеркнул на онлайн-конференции, посвящённой состоянию российско-германских экономических отношений, председатель правления ВТП Маттиас Шепп.

Опрос ВТП также показал, что 59% немецких фирм, которые работают в России, не планируют увольнений, а 13% даже готовы нанимать новых сотрудников. Но сделать это непросто из-за особенностей национального рынка труда.

Особенность № 1. Из-за прорех в образовании найти высококвалифицированных рабочих очень сложно

Дефицит квалифицированных кадров в России особенно бьёт по компаниям, которые только открывают производство. По словам генерального директора агентства CT Executive Search Кристиана Тегетхоффа, в Германии бытует представление, что в России очень высокий уровень технического образования. Но на практике это касается только выпускников технических вузов.

«В России ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих, поскольку российская система образования ими просто не обеспечивает. Основная проблема заключается в том, что профессии, связанные со средним образованием, в России не пользуются успехом. Все хотят поступить в университет. Следующий вопрос — вопрос качества. Уровень образования в российских ремесленных училищах, согласно тому, что говорят руководители немецких компаний, к сожалению, не соответствует немецким стандартам», — рассказал он «Секрету» .

Эксперт также отметил, что список технических профессий в России за последние двадцать лет практически не изменился, в то время как на Западе появился целый ряд новых профессий.

Особенно это касается автопрома. Здесь нужна, например, такая квалификация, как «мехатроник», но в России очень сложно найти такого специалиста со средним профессиональным образованием. Проблема встала для иностранцев настолько остро, что такие гиганты, как Volkswagen, уже создают свои технические колледжи в России.

Особенность № 2. В России сложно найти сотрудника, готового переехать в маленький город

Немцы не понимают, почему люди из мегаполисов не хотят переезжать в регионы и готовы на это только за очень большие деньги. «Лет пятнадцать назад многие (немецкие топ-менеджеры. — Прим. "Секрета") думали, что Россия — страна дешёвой рабочей силы. Сегодня люди в курсе, что в Москве и Петербурге зарплаты достигают почти европейского уровня», — пояснил Кристиан Тегетхофф.

Для немецкого сотрудника главное, чтобы устраивали условия работы, а инфраструктура примерно везде одинакова. Ведь исторически сложилось так, что многие гиганты немецкой индустрии находятся в провинциальных городках. Например, штаб-квартира и заводы знаменитого на весь мир концерна Bayer расположились в крохотном городке Леверкузен.

В то же время найти в регионах людей со знанием языка (хотя бы английского), опытом работы в международных концернах и пониманием того, как работает такой организационный процесс, как управление изменениями, практически невозможно.

Некоторые немецкие компании находят такое решение и рассматривают кандидатов, которые переехали работать в Москву, в то время как их семьи остались в регионах. Или снижают требования. Например, знание языка не так важно, если технически человек подходит для вакансии, ведь общаться он будет только с русскоговорящими коллегами.

Особенность № 3. Россияне меняют работу каждые два-три года

Следующий барьер для немцев — российский горизонт планирования. Немцы привыкли строить планы на много лет вперёд, так что привычка некоторых россиян менять работу каждые два-три года больно бьёт по немецким работодателям. Они вкладывают в обучение и повышение квалификации своих сотрудников большие деньги. Но именно в тот момент, когда человек с точки зрения немцев готов справляться со своими обязанностями, он пишет заявление об уходе. И работодателю приходится начинать с нуля. При этом компания несёт ещё и риски потери конфиденциальной информации.

Что пугает немецких топ-менеджеров в России. 6 особенностей национального рынка труда

© pressfoto / freepik.com

Особенность № 4. Работник предупреждает компанию об увольнении всего за две недели

Неожиданностью для тех, кто начинает бизнес в России, становится и российское трудовое законодательство, согласно которому сотрудники могут уведомить работодателя всего за две недели до увольнения.

В Германии этот срок зависит от стажа и должности сотрудника. Минимальный срок составляет три месяца, а для топ-менеджеров, согласно договору, может достигать полугода и даже года.

Особенность № 5. Собеседования очень похожи на допрос у следователя

Иногда недопонимание возникает уже на этапе собеседования. «Люди сидят с каменными лицами, ситуация конфронтационная, генеральный директор допрашивает кандидата. Мне кажется, интервью у вас напоминают скорее допросы. Немцы тоже небольшие мастера непринуждённого общения, но собеседование протекает всё-таки в форме диалога», — рассказал Кристиан Тегетхофф.

Особенность № 6. Разница в менталитетах

Немцы в принципе считают, что россияне довольно закрытые люди. «Я до сих пор не могу забыть свой первый рабочий день в Москве: я тогда подумал, что не смогу здесь работать. У меня сложилось впечатление, что люди приходят в офис, надевают маску и снимают её, уходя с работы, снова становясь нормальными людьми. В России часто так: чем больше мой кабинет и письменный стол, тем я важнее. Поэтому моя задача заключалась в том, чтобы создать у нас в московском офисе открытую культуру общения», — рассказал бывший генеральный директор фирмы Merck в России Юрген Кениг.

Впрочем пандемия и экономический кризис поменяют ещё очень многое на рынке российского труда. Иностранным инвесторам из Германии остаётся только подстраиваться под его реалии.