Top.Mail.Ru
Колонки
DIG(IT)AL

Как провести конкурентную разведку с помощью специального сервиса

Колонки
Владимир Савельев
Владимир Савельев

Эксперт группы цифрового маркетинга компании Digitalindex.ru

Ирина Печёрская

Cледить за деятельностью конкурентов не только не запрещено, а необходимо: без знания их возможностей и слабостей сложно строить собственную стратегию развития. Для конкурентной разведки существуют разные сервисы. Об одном из них — SEMrush.com — рассказывает Владимир Савельев, эксперт группы цифрового маркетинга компании Digitalindex.ru, официального реселлера SEMrush в России.

Как провести конкурентную разведку с помощью специального сервиса

Конкурентная разведка — совокупность методов получения информации о профильных компаниях. Она должна быть постоянна и направлена на конкретные организации и секторы рынка. При этом не стоит забывать про легитимность: аналитика может работать только в правовом поле, что подразумевает сбор и анализ информации, находящейся в открытом доступе. При этом доля таких данных доходит до 95%.

Для мониторинга действий конкурентов в онлайн-среде есть множество сервисов под разные задачи: 

  • для отслеживания упоминаний компании;
  • для получения статистики поисковой рекламы в Яндексе и Google; 
  • для проверки доменов;
  • для анализа ключевых слов конкурентов;
  • для отслеживание трендов в соцсетях и многие другие.

Как работать с такими сервисами, разберем на примере SEMrush.com. Он позволяет исследовать источники трафика, целевые сайты, которые посещают пользователи, сравнивать аудитории. Сервис платный, но после регистрации дается пробный бесплатный доступ к подпискам Pro или Guru на семь дней. В течение этого периода можно попробовать разные инструменты, которые помогут собрать ценную информацию о стратегии конкурентов.

1/7
Growth Quadrant
2/7
Domain vs Market Dynamics
3/7
Geo Distribution
4/7
Market Traffic
5/7
In-Market Audience Interests
6/7
Market Explorer Organic Competitors
7/7
Market Explorer

Анализ по ключевым словам

Position Tracking Tool помогает узнать, какие ключевые слова используют конкуренты в своих рекламных кампаниях. В нем можно ввести доменное имя, список конкурентов, список ключевых слов для отслеживания, установить географический фильтр и тип устройства. Этот инструмент предоставит регулярную информацию по ранжированию ключевых слов с учетом локализации. Пользователи пробного периода SEMrush.com могут отследить десять ключевых слов в сервисе. 

Анализ конкурентов по профилю компании

Чтобы вести борьбу с конкурентами, нужно знать, кто они. Увидеть игроков рынка можно с помощью обзорных отчетов в инструменте Market Explorer Industry Competitors. Здесь будут представлены конкуренты с рынка по профилю вашей организации для 129 стран, данные о доменах за прошедший месяц.

Анализ трафика сайта

Growth Quadrant — словами науки, это матрица BCG — инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании. В данном случае это информационные продукты, сайты и ресурсы на просторах интернета, ранжированные относительно роста трафика и выбранной для анализа доли рынка страны. 

На пробной подписке по вашему домену можно построить матрицу из ТОП-10 релевантных информационных ресурсов интернета за последние шесть месяцев и узнать их место на рынке по сбору трафика. 

В инструменте SEMrush.com Market Explorer функция Growth Quadrant помогает визуализировать конкурентный ландшафт. Traffic Volume отображает текущий размер аудитории, а Traffic Growth — темпы, с которыми исследуемые конкуренты расширяются на рынке.

Оценка положения на рынке

Определить, как компания выглядит на фоне конкурентов не менее важно, чем узнать об их действиях. Сравнить себя с конкурентами и оценить позиции можно с помощью отчета о динамике вашего домена по отношению к динамике сегмента рынка Domain vs Market Dynamics, сравнение с ТОП-20 конкурентов.

Оценка перспектив рынка

Данные о действиях конкурентов могут рассказать и о перспективах рынка в целом в конкретных регионах. Geo Distribution — географическое распределение представленного сегмента рынка по странам: лучшие страны самые популярные среди игроков рынка, лучшие развивающиеся страны — страны, которые начали активно способствовать росту рыночного трафика.

Анализ аудитории

Market Traffic — помесячный тренд суммарного трафика выбранного сегмента рынка. In-Market Audience Interests — рубрики Google, привлекающие наибольшую аудиторию на данном сегменте рынке. Market Audience Gender — распределение по полу суммарной аудитории сегмента рынка. Market Audience Age — возрастное распределение суммарной аудитории сегмента рынка.

После того, как вы получили определенные данные о поведении конкурентов и рынке в целом, можно обратить внимание на то, как улучшить собственные позиции. Ниже несколько инструментов  в бесплатной версии SEMrush.com, которые могут в этом помочь.

Краулинг станиц

Инструмент Site Audit предложит оценку общего «состояния здоровья» вашего сайта и список выявленных проблем и ошибок. Пробная подписка дает возможность провести аудит только 100 страниц — это домены, субдомены и подразделы.

Идеи для SEO

Идеи для SEO (SEO Ideas Units) предоставляются тремя разными инструментами: SEO Content Template, SEO Writing Assistant и On Page SEO Checker.  

Они дают идеи о том, как структурировать контент после того, как вы ввели таргетное ключевое слово. Пробная версия предоставляет 10 SEO Ideas Units в месяц.

Каждое таргетное ключевое слово, вводимое в одном из этих инструментов, считается одним SEO Ideas Unit, общее количество которых делится между тремя сервисами.

Вы можете создать один шаблон в SEO Content Template, одну кампанию в On Page SEO Checker и использовать SEO Writing Assistant один раз, при этом SEO Writing Assistant интегрирует ваш шаблон SEO Content Template в черновик Google Docs или Wordpress.

Запросы в Topic Research

Бесплатный аккаунт дает возможность сделать всего два запроса в сервисе Topic Research. 

Введя поисковый запрос в этом инструменте, вы получите список подтем и новых идей для контента по вашей теме, что может оказать неоценимую помощь маркетологам в начале планирования рекламной кампании.

Отчеты PDF

Инструмент My Reports облегчит создание отчетов в формате PDF с нуля. Эта опция позволит четко изложить результаты аудита сайта, конкурентного анализа или показать прогресс рекламной кампании. С бесплатным аккаунтов можно создать один PDF-отчет в рамках раздела My Reports.

Таким образом, сервисы для конкурентной разведки дают возможность составить представление о темпах роста, с которыми конкуренты расширяются на рынке, с каких ресурсов они получают трафик и с помощью каких ключевых слов строят свои кампании. Также немаловажной будет аналитика текущей ситуации на рынке в вашем регионе и других странах: она позволяет увидеть перспективы и движение в сфере. Всё это позволит пересмотреть собственную стратегию и сделать ее более эффективной. 
Фото на обложке: Fer Gregory/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ошибки маркетологов: как работать с конкурентными метриками, чтобы увеличить эффективность
  2. 2 Как сделать эффективную рекламу с помощью конкурентного анализа, покупательских инсайтов и тестов
  3. 3 Пять методов, которые помогут молодому бизнесу выжить в конкурентной нише
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти