Всё для рекламы
и про рекламу
Навигация по статье
Зачем нужно техническое заданиеС чего начатьВводная частьОбщая информацияТехническая частьСодержимое сайтаОрганизационные вопросы
Маркетинг

Как составить техническое задание для сайта так, чтобы вас поняли

14998
Результат выполнения любой задачи зависит от того, насколько корректная и полная у неё формулировка. Особенно если это что-то сложное и специфическое, как разработка сайта. Если нет четкого вИдения своего будущего сайта, исполнитель не сможет понять, что нужно заказчику и, соответственно, воплотить это в реальность.
 
Как составить грамотное техническое задание для сайта и что в нем прописать – смотрите в этой статье.

Зачем нужно техническое задание

Техническое задание – это документ, где зафиксированы все требования к сайту. Чем детальнее всё прописано, тем лучше исполнитель и заказчик понимают друг друга.
 
Клиент хочет быть уверенным, что получит желаемый результат. Поэтому важно еще «на берегу» решить, устраивает ли его разработчик по уровню компетентности и подходу к работе, обговорить с ним все условия сотрудничества.
 
Также техзадание для заказчика – гарантия соблюдения договоренностей. Готовый сайт можно проверить по этому документу. Если что-либо отсутствует или не соответствует написанному – разработчик это дорабатывает / исправляет.
 
Еще одна причина для заказчика. На случай замены исполнителя: новому разработчику будет проще въехать в курс дела, и он быстрее начнет работу над проектом.
 
Теперь с позиции исполнителя.
 
Во-первых, ему нужно оценить примерную стоимость работ, прежде чем приступать к проекту. Чем подробнее будет техзадание, тем проще всё учесть и аргументировать окончательный ценник для заказчика. Иначе понадобится больше времени для обработки техзадания.
 
Во-вторых, подробно составленное техзадание облегчает процесс разработки. В нем уже прописана структура и функционал будущего сайта.
 
В-третьих, для исполнителя техзадание гарантирует стабильность. Чтобы сразу всё согласовать с клиентом, эффективно распределить свое время на выполнения задач по плану, а не менять концепцию на полпути из-за внезапных озарений заказчика.
 
Наконец, когда обе стороны вместе составляют техзадание, для разработчика это возможность убедить клиента в своей профессиональности. Он может предлагать идеи, как лучше реализовать ту или иную фичу, основываясь на своем опыте и технических знаниях.

С чего начать

Составление техзадания – это командная работа исполнителя и заказчика. Первый лучше знает техническую сторону, второй – свой продукт, бизнес и аудиторию. Для каких задач и на кого рассчитан будущий сайт – решать только клиенту. Также он рассказывает свои пожелания по дизайну, функциям и структуре сайта.
 
Разработчик задает клиенту все вопросы, которые появляются в ходе обсуждения. Его задача – максимально точно представлять ожидания клиента и оценить проект по стоимости и продолжительности.
 
В целом в ваших интересах описать задачи подробнее, потому что исполнителю важна определенность. Чем больше «белых пятен», тем больше рисков он закладывает в стоимость проекта и тем дороже для вас его услуги.
 
Разработка с нуля – самый трудоемкий и длительный проект, так как сайта еще нет. В этом случае техзадание будет объемным, так как надо прописать всё – от цели площадки до виджетов, придумывать структуру, контент страниц и дизайн.
 
Даже если у вас уже есть сайт, и вы хотите его доработать, всё равно нужно техзадание. Уточните, что именно делать с существующим сайтом: перерабатывать полностью или только поменять дизайн.
 
Если сайт уже есть, и вы хотите заказать его переработку (визуал + структура + контент страниц, возможно, функции и интеграции), вы прописываете те пункты, которые хотите переделать.
 
Самое простое – редизайн сайта, то есть поменять только визуальную оболочку существующего сайта. Всё содержимое остается тем же. В этом случае проще всего объяснить свое видение с помощью референсов. Это примеры других сайтов (ссылки на них или скриншоты), удачных с точки зрения клиента, с пояснением, почему именно они ему нравятся и чем.
 
Далее рассмотрим всё, что нужно прописать в техническом задании для создания сайта с нуля и как это сделать.

Вводная часть

Как и в любом договоре, нужно дать определения основных терминов. Это гарантирует, что обе стороны имеют в виду одно и то же под понятиями, описанными  в этом документе.
 
Здесь необязательно приводить всю техническую терминологию, которая закреплена в действующих международных стандартах и рекомендациях. Например, IP-адрес, браузер, хостинг. Важно уточнить те, по которым могут быть разногласия и по которым нужно сделать важные пояснения: блог, сайт, контент и т.д.
 
Кроме того, задача этого раздела – чтобы все термины были понятны и разработчику, и клиенту. Для этого сформулируйте их как можно точнее, используя инфостиль. Без «воды», только по делу, никаких качественных прилагательных и оценочных суждений. Это относится к техзаданию в целом, не только к этому разделу.
 
Пример: «Сайт выдерживает большие нагрузки» – не понятно, насколько большие. Лучше обозначить конкретную цифру, сколько посетителей могут одновременно находиться на сайте.

Общая информация

Для чего нужен сайт

Прежде всего определите, каких целей вы собираетесь достичь с помощью сайта.
 
Допустим, у вас новый продукт. Сайт может познакомить с ним вашу целевую аудиторию. Если уже есть наработанная клиентская база и продажи в онлайне – повышать количество лояльных клиентов и средний чек, или информировать об акциях.
 
При формулировке целей зачастую используют методику SMART, согласно которой цели должны быть конкретными (specific), измеримыми (measurable), достижимыми (attainable), отвечали потребностям (relevant) и были ограниченными по времени (time bound).
 
Вот пример правильной формулировки цели: за 3 месяца повысить продажи на 50% за счет добавления на сайт блока «Избранное».

Кто будет пользоваться сайтом и для чего

Ключевое слово – «пользоваться». Это не вся целевая аудитория, на которую рассчитан ваш продукт, а та её часть, которая готова решать с помощью будущего сайта свои задачи. Покупать продукт, узнавать информацию о нем и т.д. – в зависимости от цели сайта, которую вы определили шагом ранее.
 
Разбейте потенциальных посетителей сайта на группы в зависимости от того, какие задачи они будут решать на вашем сайте. Например, сайт по услугам могут посещать:
 
  • Лица, заинтересованные в покупке этих услуг
  • Представители масс-медиа, если их интересует тематика услуг
  • Партнеры, которые ищут сотрудничество.
 
Однако одного описания задач недостаточно для дальнейшей технической разработки. Надо знать и донести до исполнителя, какие действия будет совершать пользователь на сайте. То есть прописать гипотетические сценарии пользовательского поведения по каждой задаче.

Пользовательские сценарии

1) Точка входа на сайт – куда попадает пользователь из рекламы или поисковых систем (смотря какими инструментами вы будете продвигать сайт), на какую именно страницу или в какой раздел.
 
2) Алгоритм действий пользователя.
 
Пример 1: переходит на страницу продукта – читает информацию о продукте – решает, что этот продукт ему не подходит – переходит на страницу категории продукта, чтобы найти подходящий вариант.
 
Пример 2: переходит на страницу продукта – читает информацию о продукте – решает, что этот продукт ему подходит – добавляет продукт в корзину – нажимает кнопку «Заказать» – вводит данные, необходимые для оплаты и доставки – попадает на страницу благодарности.
 
Каждая версия алгоритма – отдельный сценарий.
 
Чем подробнее вы распишите всё, что можно делать на будущем сайте, тем проще это реализовать.

Техническая часть

Функционал сайта

Здесь вы прописываете, как всё будет работать, основываясь на сценариях поведения. Какие функции должны присутствовать на сайте.
 
Например:
 
  • Каталог товаров
  • Корзина
  • Поиск
  • Фильтр
  • Личный кабинет
  • Форма обратной связи
  • Избранное
  • Рекомендуемые товары
  • Живой чат.

Интеграции сайта

Интеграции нужны, чтобы перетягивать на сайт данные из внешних программ (допустим, данные по ассортименту из 1С в каталог товаров) или, наоборот, собирать с сайта данные в сторонней программе (контактные данные, которые пользователь отправляет в форме заявки, накапливать в CRM-системе).

Технические требования

Сюда относятся такие требования, как:
 
  • В каких браузерах будет доступен сайт
  • Под какие устройства помимо компьютера (смартфоны, планшеты) его оптимизировать
  • С какой скоростью будут загружаться страницы
  • Какие нагрузки будет выдерживать сайт (сколько посетителей одновременно может находиться)
  • Система управления контентом, на которой создавать сайт (WordPress, Битрикс, Tilda и т.д.)
  • Разграничение доступа к сайту для администратора, редакторов, посетителей – принцип генерирования паролей, требования к паролям.

Содержимое сайта

Структура

Сайт всегда состоит из разделов, каждый из которых выполняет определенные функции, и эти разделы связаны между собой.
 
Чтобы ничего не упустить, для начала составьте список страниц, которые нужны для решения всех задач посетителей сайта. Затем разбейте их по разделам, чтобы было понятно, какая страница к какому разделу относится.
 
Стандартные страницы, которые можно увидеть практически на любом сайте:
 
  • Главная
  • Новости
  • О компании
  • Продукты
  • Контакты.
 
Если ваша компания предлагает разные продукты (товары или услуги), 1 продукт = 1 страница. При этом нужна общая страница со списком всех продуктов.
 
Чтобы пользователи могли найти нужный продукт по его названию, будет также страница результатов поиска по сайту.
 
Если на сайте будет форма заявки – еще +2 обязательные страницы: пользовательское соглашение о конфиденциальности персональных данных и политика обработки данных, с которой пользователь соглашается, оставляя свои контакты.
 
Структуру сайта можно прописать в виде нумерованного списка либо изобразить в виде интеллект-карты.
 
Внимание! Сначала согласовываете с исполнителем всё, что сделано до этого момента, то есть «скелет» сайта, потом продумываете контент и дизайн.

Контент

Это текст, ссылки, визуальные материалы. Определите, кто занимается подготовкой контента – разработчик или заказчик.
 
Во втором случае подберите для каждой страницы контент по теме и проверьте, насколько он подходит по всем пользовательским сценариям – хватает ли информации для решения задач, видит ли пользователь самое важное на странице, какие у него могут появиться вопросы и как на них ответить сразу на сайте (если возможно).

Дизайн

Когда готова структура и техническая начинка сайта, можно придумывать оболочку.
 
Чтобы показать, какое оформление сайта вам нужно, подберите референсы (примеры других сайтов, на которые должен быть похожим ваш будущий сайт) и приложить их к техзаданию.
 
Проще всего визуализировать содержимое сайта в прототипе. Здесь мы описали инструменты для создания прототипа сайта.

Организационные вопросы

Команда проекта

Обозначьте ответственного за проект из ваших сотрудников. Например, это может быть руководитель IT-отдела. Он будет взаимодействовать с разработчиками, отвечать на их вопросы.
 
Также укажите ЛПР – лиц, принимающих решения по проекту. Они будут решать, как будет работать и выглядеть сайт, и принимать работу исполнителя. Достаточно закрепить за ЛПР руководителя компании, директора по продажам и директора по маркетингу. Если лиц слишком много, будет сложнее согласовывать и принимать решения.

Плановые сроки и бюджет

После описания всех функций и структуры сайта возможно определить, сколько времени займет вся работа над проектом и оценить примерную стоимость.
 
Пропишите плановые даты начала и завершения проекта, бюджет и порядок отчетности по результатам – как заказчик будет принимать работу, поэтапно или целиком.
 
Вот примерная структура технического задания, которой можно пользоваться:
 
Раздел

Что в нем писать

Вводная часть

Основные термины и их определения

Общая информация

Задачи сайта

Пользователи сайта

Пользовательские сценарии

Техническая часть

Функционал

Интеграции

Технические требования

Содержимое сайта

Структура

Контент

Дизайн

Организационные вопросы

Команда проекта

Плановые сроки и бюджет

 

Успехов!

Хотите тоже написать статью для читателей Yagla? Если вам есть что рассказать про маркетинг, аналитику, бизнес, управление, карьеру для новичков, маркетологов и предпринимателей. Тогда заведите себе блог на Yagla прямо сейчас и пишите статьи. Это бесплатно и просто
Опубликовано редакцией Yagla
14998
5
Написать комментарий
Обсуждаемое

Как мы увеличили посещаемость ТЦ с товарами для стройки и ремонта: SEO и РК в конкурентной нише Статья

Рассказываем, как использовали SEO и интернет-рекламу, чтобы увеличить посещаемость стройцентра на 3-5% в месяц. Ситуация усложнялась падающим спросом на рынке в категории ремонта и строительства.2

Подводные камни в продвижении через видео: 5 причин, почему опускаются руки Статья

Казалось бы, что сложного в том, чтобы сниматься в экспертных видеороликах? Можно просто говорить на камеру и выкладывать это хоть каждый день. Но когда доходит до дела, начинают проявляться разные скрытые моменты, которые иногда полностью блокируют создание контента.1

Как снизить стоимость лида при помощи маркет-платформы ВКонтакте: на примере одного проекта Статья

Продукт – защитная пленка на стол, который защищает поверхность от царапин. Замена старой дедовской скатерти.1