Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2515 -0,0101
  • 3,46 EUR 3,4633 -0,013
  • 3,48 100 RUB 3,4844 +0,0032
  • 10 CNY 4,4747 -0,0127
Стратегия «Про бизнес» 26 сентября 2019

«Три-три-два-два»: как продать стартап за $ 100+ млн

Фото с сайта forbes.ru
Фото с сайта forbes.ru

Сколько денег должен зарабатывать стартап в год, чтобы его можно было выгодно продать? Вот простой расчет, основанный на опыте единорогов (проекты, оценочная стоимость которых превышает $ 1 млрд). Эту формулу, адаптированную под русскоязычный рынок, приводит в своем Телеграм-канале инвестор, ментор, предприниматель Аркадий Морейнис (основатель Price.ru, «фабрики стартапов» Главстарт, в прошлом один из управленцев «Рамблер Медиа»).

Сколько выручки должен генерировать стартап

— После того как вы вышли на рынок, надо продолжать растить выручку — в темпе как минимум «три-три-два-два». Это значит:

  • В первые два года выручка должна расти в 3 раза

  • Следующие два года выручка должна расти в 2 раза каждый год.

Пример: Если считать выходом на рынок содержательную годовую выручку, скажем, в 60 миллионов рублей в год (около $ 1 миллиона), то рост по формуле «три-три-два-два» приведет к годовой выручке в $ 36 миллионов. Довольно приемлемый для русскоязычного рынка мультипликатор — в три раза выше к текущим оборотам.

Фото с сайта carfrance.ru
Фото с сайта carfrance.ru

Это даст нам искомые $ 100 миллионов — от стоимости компании, при ее продаже.

Почему это работает?

Мантра «три-три-два-два» — популярная формула в Кремниевой долине. Но по ней там растят единорогов.

Кремниевая долина. Фото с сайта rtvi.com
Кремниевая долина. Фото с сайта rtvi.com

Например, содержательный выход на рынок — $ 3 млн. Применение формулы дает выручку в $ 108 миллионов в конце четвертого года.

Американский мультипликатор: х10 (выручка растущего бизнеса, увеличенная в 10 раз). Это позволяет оценить стартап при его продаже в $ 1 миллиард.

Как получить такую выручку

В общем, получается простой бенчмарк, как ответ на популярный вопрос — «Что нам сделать, чтобы стать интересным для инвестора?». Растить выручку по формуле, о которой сказано выше.

Самый первый инвестор в свой стартап — это мы сами. Зная это, мы получаем ответ на еще один мучительный вопрос — «Какой идеей стоит заняться?».

Стоит заняться идеей, при которой мы знаем, как растить в таком темпе — по формуле «три-три-два-два».

Но…

Правда, сначала надо дойти до содержательной начальной выручки. Легко вырасти от миллиона российских рублей годовой выручки — до десяти.

Сложнее — от десяти до тридцати. Еще посложнее — от тридцати до шестидесяти. Но это все еще конфетки, цветочки и стартап-игрища.

Настоящее испытание на единорожество начинается после этого. Метод проверки, повторюсь, простой — «три-три-два-два».

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.