secretmag.ru
Опубликовано 22 ноября 2019, 20:23

«Нас погубил план Б». Честная история стартапа по производству белья

Как выжить в узком рынке

Мы производим продаём постельное и столовое бельё из льна через интернет-магазин «Эколён».

«Нас погубил план Б». Честная история стартапа по производству белья

С чего начался проект

В 2011 году, когда я работал в банке, мне стало скучно. Тогда уже я смотрел «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым».

Параллельно моя мама, которая всегда работала с тряпками, рассказала, что её работодатель открыл магазин с льняным текстилем для туристов в Костроме. Она отметила, что люди хорошо берут товар. А я не понимал, зачем для этого ехать в Кострому. Мне самому нравилось спать на льне, и я понимал, что по крайней мере постельное бельё создаёт положительный клиентский опыт. Я взял 60 000 рублей и пошёл в IT-компанию, чтобы сделать сайт. Потом к своей идее я добавил 20 000 рублей — для отрисовки проектов.

С какими сложностями столкнулись и как их преодолели

  1. На начальном этапе мы долго думали, как снять красиво бельё, чтобы его захотелось купить. Во-первых это долго, во-вторых дорого. Проблема усугублялась тем, что лён мнётся и, чтобы придать ему вылизанный презентабельный вид, потребуется немало усилий. Но я понимал, что неважно, как он выглядит. Главное, что спать на нём приятнее и служит он дольше. В итоге придумали нарисовать 3D-модель интерьера в 3ds Max и «натягивать» на неё текстуры ткани, которую мы сканировали на обычном сканере. Пока с нами работал классный тридэшник, картинка получалась очень красивой.

  2. На второй год нашу модель скопировали ребята, которые разрабатывали нам сайт. Они видели, что наши продажи растут, и подумали, что можно покупать оптом текстиль и так же продавать его через интернет. Я был в шоке от такой подставы и, спешно забирая пароли, побежал к знакомому айтишнику, с которым мы до сих пор допиливаем и продвигаем сайт. Потом, конечно, наши конкуренты прогорели, потому что нужно следить за качеством ткани и пошива, держать склад или шить очень быстро, чтобы быстро отправлять заказы.

  3. Самая главная проблема в том, что все, кто работает в проекте, совмещают это с другой или основной работой. Я занимаюсь стратегией и финансами, но работаю в банке. Мама занимается закупками ткани и пошивом, но работает в той же фирме.

Жена, которая рисует в фотошопе и на которую оформлено ИП, тоже работает. Не работает только родственница, которая сидит на телефоне и отправляет посылки. В результате мы все занимаемся проектом по остаточному принципу.

В результате третьей — главной — проблемы сайт с 2011 года морально устарел, там нет мобильной версии, а для поисковиков сейчас это не комильфо. По количеству ассортимента конкуренты тоже нас обошли на порядок.

Я всегда думал, что лучше меньше, да лучше, но в поисковой выдаче сайт с большим количеством ассортимента при прочих равных всегда будет выше.

Про деньги

Первоначально мы вложили 80 000 рублей. Мы тратились на машины, расширение ассортимента, аренду помещения. Сейчас требуется модернизировать сайт, расширить ассортимент. Инвестиции нужны всегда.

В 2016 году выручка составила 4,5 млн рублей при рентабельности 20%. Потом всё пошло на спад: и продажи, и рентабельность. В 2018 году продали на 3,2 млн, рентабельность снизилась до 15%. В этом году — ещё меньше.

Планы на будущее

Нам скоро десять лет, не хотелось бы остаться в истории. Товар хороший, и куча положительных отзывов на сайте и «Яндекс.Маркете» тому подтверждение.

Но сам по себе рынок льняного постельного белья очень узкий, а, чтобы продвигаться в постельном белье, нужны большие инвестиции, да и не факт, что люди поймут ваш продукт.

В нашей целевой аудитории мы останемся, но нужно модернизировать сайт, увеличить ассортимент, сделать бренд с красивой экоупаковкой — тогда продажи пойдут вверх, при условии что доходы у людей перестанут падать. Всё-таки льняное постельное бельё — это не товар первой необходимости. Хотя, мне кажется, выгоднее купить льняное, чем хлопок, который порвётся после нескольких стирок.

Не так давно нам предлагали поставлять бельё на экспорт, но мы решили, что сначала надо с внутренним рынком разобраться.

P. S.

Недавно смотрел ролик, где Арни Шварценеггер говорит, что больше всего в жизни он ненавидит план Б. Нас погубил план Б, потому что, если бы сразу уйти с работы и посвятить все силы магазину, можно было бы достичь большего и выйти в лидеры рынка.

С другой стороны, что такое лидер на таком маленьком рынке? Может, оно и лучше, что мы сохранили свою работу по найму в кризисное время.

P. S. S.

На момент публикации мы переехали на новый сайт.

Автор: Алексей, «Эколён»

Фото: СС0