Ретеншн! Какие показатели измерять в зависимости от сегмента бизнеса

На примере образовательной платформы, виртуального банка и алкогольного ритейлера.

Материал подготовлен при поддержке МТС

Оборот, выручка, операционная прибыль, издержки — эти экономические показатели подходят для оценки почти любого бизнеса. Но они дают лишь общую картину и не позволяют выявить закономерности, углубиться в структуру доходов и расходов. Для этого нужны более специфические расчёты.

McDonald’s, например, использует более 20 метрик для отслеживания работы своих ресторанов: оборачиваемость столов, продажи в расчёте на одного работника, средняя выручка с одного посадочного места и так далее.

Руководители образовательной платформы, банка и торговой сети объяснили, как они оценивают эффективность своих компаний.

TalkBank — это банковский сервис без отделений, колл-центра и отдельного мобильного приложения. Мы хотели сделать его максимально простым и удобным для пользователей, поэтому отсекли всё лишнее.

В основе сервиса интеллектуальный самообучающийся чат-бот в мессенджере. Он помогает получить любую банковскую услугу. Сначала бот был доступен только в Telegram, потом мы подключили Viber, WhatsApp, мессенджеры Facebook и «Вконтакте».

В первую очередь сконцентрировались на базовых функциях: баланс, переводы, транзакции, комиссии, переводах, учете расходов. Это позволило быстро нарастить клиентскую базу без лишних затрат.

Поскольку мы работаем с разными типами клиентов — B2C, B2B и даже B2B2C — выручка это главный показатель эффективности для нас. Мы рассчитываем выручку за месяц, выручку от конкретных продуктов, новых пользователей и партнёров — какие у них средние чеки по клиентам и по классам.

Регистрация в TalkBank​

Самый значимый показатель с точки зрения производственных процессов — как быстро и точно система распознаёт запросы клиентов и отвечает на них. Это интегральный показатель, который зависит от работы многих подразделений. Мы можем понять, насколько всё выстроено и синхронизировано в разработке, продукте, поддержке, копирайтинге сопровождающих текстов. Всё это в конечном итоге влияет на удобство пользователей.

Эффективность продукта напрямую отражается на вовлечении пользователя. Мы отслеживаем процент активных пользователей, тех, кто активировал услугу и вообще заинтересовался ей. Измеряем, сколько пользователей отреагировали на наши подсказки, насколько глубоко они зашли в продукт.

Мы двигаемся вперёд за счёт постоянной оптимизации конверсионной воронки. Речь не об увеличении количества клиентов, а о качестве проработки на входе. Важно сразу понять, кто останется с нами, а кто отвалится в процессе. И тут главное не перестараться, ведь клиента легко потерять из-за слишком подробного анкетирования, проверки документов и прочих формальностей.

Поэтому нужно искать баланс. С одной стороны, нельзя слишком усложнять опыт взаимодействия — это может отбить у людей желание работать с нами. А с другой, не стоит тратить много денег на привлечение аудитории, которая не останется с TalkBank надолго.

Изначально наша компания занималась оптовыми поставками алкоголя. Но из-за того, что крупные ритейлеры начали вытеснять мелкие точки, спрос на оптовые партии постепенно снижался. Тогда мы решили открывать собственные магазины под готовые лицензии. Сейчас в сети 88 точек в Орле и Орловской области.

В нашем бизнесе особенно важны два показателя эффективности. Первый — оборачиваемость запасов. Он показывает, способны ли мы прогнозировать спрос на товары и сохранять лояльность покупателей.

Второй — объём заказов и выручки. Практика показывает, что количество заказов не всегда прямо пропорционально прибыли. Оптовые клиенты часто работают по постоплате и интервал между заказами не всегда равный. Это приводит к тому, что выручка не растёт. Для нас выгоднее, когда она стабильно увеличивается от месяца к месяцу.

Рынок алкоголя в России строго контролируется, за нарушения крупно штрафуют. В 2016 году заработала ЕГАИС — государственная система, которая контролирует оборот всего алкоголя в стране. По закону, во всех розничных точках должно было появится новое оборудование со специальным софтом. Мы выбрали решение от «МТС Кассы», там хорошо проработан программный модуль для работы с ЕГАИС.

Онлайн-касса от МТС подключается к товароучётной системе, через которую мы ведём приёмку алкоголя. Это облачный сервис, который автоматизирует торговлю: учёт товаров, документооборот, закупки, сбор аналитики.

Всего доступно более 40 видов отчётов. Они помогают, например, анализировать выручку, контролировать остатки, сортировать товары, управлять бонусными и скидочными программами. Мы стали более внимательно работать с ассортиментом — выделять топовые товары, развивать магазины со стабильным ростом продаж.

«Викиум» — это онлайн-платформа для тренировки когнитивных функций: памяти, внимания, мышления. Общая аудитория проекта — пять миллионов человек, среди них 2,5–3,5 миллиона активных пользователей. Эта цифра скачет в зависимости от сезона. Российская база и база стран СНГ устоялась и перестала активно расти, поэтому сейчас мы осваиваем другие рынки. Там пока немного пользователей — 300–400 тысяч.

Прежде всего мы обращаем внимание на показатель ROMI (Return of Marketing Investments). Для нас важна скорость возврата вложенных денег, а ROMI отражает скорость масштабирования бизнеса. Если ROMI больше 100%, значит мы работаем в плюс. При работе с freemium-моделью — можно заниматься бесплатно, а потом оформить подписку — окупаемость маркетинговых инвестиций занимает около месяца, а в некоторых случаях до года. Мы измеряем ROMI каждой недели и месяца.

Ещё одна ключевая метрика — возвращаемость аудитории. Она влияет на прибыль, но мы воспринимаем этот показатель скорее как отражение удовлетворённости и лояльности пользователей. Обычно мы измеряем возвращаемость со второго дня использования ресурса.

Упражнение на внимательность

Эффективность продукта напрямую отражается на вовлечении пользователя. Мы отслеживаем процент активных пользователей, тех, кто активировал услугу и вообще заинтересовался ей. Измеряем, какой процент пользователей после наших подсказок и рекомендаций отреагировал, насколько глубоко он зашёл в продукт.

При разработке тренировок мы используем готовые знания и проводим собственные исследования. Исследования дорогие, но ради развития проекта мы готовы вкладываться. Для каждого клиента алгоритм ежедневно составляет индивидуальную программу развития — подбирает тренажёры, подходящие под заданные цели.

Тренажёр отправляется на доработку, если во время тестирования он не показывает нужного развивающего эффекта. Так же поступаем с новыми функциональными элементами. Как правило, удаётся исправить и внедрить на платформу.

Кроме тренировок на сайте есть курсы. Например, «Критическое мышление», «Скорочтение». Мы фиксируем процент их прохождения. Если пользователи не проходят курс до конца и отваливаются, это сигнал, что в программе допущены ошибки.

«МТС кассу» можно взять напрокат. Подключение товароучётной системы бесплатно на любом тарифе. Взяв кассу в аренду, можно оценить, насколько она удобна и функциональна, разобраться с настройками и заранее обучить персонал. Тогда переход на онлайн-кассу окажется безболезненным.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Малышев Дмитриевич

да

Ответить
Развернуть ветку
Александр Елисеев

Наткнулся на статью случайно, но согласен – любой бизнес для его успешности нужно подвергать качественному анализу. У меня тоже алко ритейл. Вторая по количеству магазинов сеть в городе. Приятно, когда читаешь бизнес статью и видишь, что решение других профи в твоей области совпадает с твоим собственным решением. Я тоже активно использую товароучетку. Данные по остаткам, обороту и продажам сводятся в один личный кабинет. Можно сразу проанализировать все показатели эффективности. Вспоминаю, как мы отчеты собирали в эксель как страшный сон. Но самое страшное, что многие ведь дос пор продолжают по-старинке работать с тетрадочками и экселечками 

Ответить
Развернуть ветку
Константин Краснов

Интересно

Ответить
Развернуть ветку
Галина Синицына

Я например...Но уже не первый раз слышу, что есть такие программы. Дорого наверно все это, у меня оборотов не хватит, чтобы потянуть такую

Ответить
Развернуть ветку
Александр Елисеев

Дорого в вашем понимании это сколько? У меня условно за один магазин выходит 600 р

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Галина Синицына

Не, ну это приемлемо ))))

Ответить
Развернуть ветку
Галина Синицына

Мне сейчас посчитали одни...1500 за магазин минимум, плюс настройка. вы где такие цены взяли?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Елисеев

Посмотрите мтс кассу и их товароучетку

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Агапов

Точная аналитика возможна только при достоверных исходных данных. Можно, конечно, пользоваться и другой товароучеткой и другой кассой… Но суть в том, что всегда надежнее программа, а не ручной подсчет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тунгусов

Само собой! В частности, когда дело касается торговли подакцизным товаром. С егаисом шутки плохи. Если обсчитался, не сошлись остатки или декларацию просрочил, налетишь на штраф. Тем и хорошо в такой сфере с подобным товароучетом работать. И по финансам у мтс вполне приемлемо, с этим я согласен. Особенно когда сравниваешь эти затраты (так, затраточки) с размером штрафов.

Ответить
Развернуть ветку
Robban God

я вот тоже слышал что у мтс по егаисной теме все гуд. но переходить со своей приложухи пока не решился

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тунгусов

ну и зря ))

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда