- Процессы 1
Один за всех: нужны ли фрилансеру помощники и как их нанять
Иногда фрилансеру становится сложно тянуть всю работу в одиночку: не хватает собственных знаний, навыков и свободного времени. В этом случае не помешает привлечь помощников. Когда стоит начать собирать команду и как делать это правильно, рассказывает руководитель «Студии Сергея Асанова».
В 2005 году я купил домен sadesign.ru и стал называть себя студией «СА-дизайн», но фактически оставался фрилансером. C 2010 до конца 2011 года я руководил веб-разработкой в агентстве, которое после моего ухода почило в небытие. И только в 2012 году я официально оформил ИП и мы с программистом сняли наш первый офис на двоих.
Сейчас в моей команде восемь человек. За семь лет я работал с десятками проектов, на многие я разово подключал сторонних специалистов. Сегодня я расскажу, когда фрилансеру стоит привлекать помощников и как делать это правильно.
Зачем нанимать помощников
Во-первых, помощники становятся нужны, когда специалист понимает, что его знаний катастрофически не хватает. Таргетолог может привлечь специалиста по контекстной рекламе, разработчик сайтов — копирайтеров и т. д. То есть помощники могут делать то, что фрилансер в принципе делать не умеет. В разных проектах я подключал 3D-иллюстраторов, фотографов, программистов.
Как все начиналось
Я создал любительский сайт про ФК «Зенит». Потом я стал показывать его друзьям, и они знали, что у них есть знакомый, который может сделать сайт. Так ко мне начали приходить первые клиенты.
Пока я был фрилансером, старался делать всё сам: общался с клиентами, ездил на встречи, согласовывал задания, разбирался в тематике, рисовал и утверждал дизайн с клиентом, потом верстал. Создавал страницы, аккуратно заполнял их материалами. Сам программировал что-то простое, но это получалось крайне плохо. Поэтому однажды позвал приятеля, с которым вместе учился, чтобы он помог. Так мы начали работать вдвоем.
Во-вторых, помощники нужны, когда у специалиста не хватает свободных рук. Хотите расти и зарабатывать больше? Смело делегируйте, скидывайте с себя всю рутину: залить 200 фотографий товаров, заполнить страницы текстами, перевести тысячу страниц через Google Переводчик — не делайте это сами. Займитесь более важными вещами.
О сложностях
Будьте готовы к тому, что вам понадобится много времени на поиск подходящих людей. Потом еще столько же времени, чтобы притереться, объяснить детали работы с вами и встроить человека в процесс.
Возможно, вы не с первого раза попадете в цель. Если вы осознаёте, что работа совсем не клеится, человек вас не понимает, не бойтесь расставаться. Обычно это понимают оба, и оба ждут последней капли, чтобы прекратить сотрудничество. Поэтому не нужно друг друга обманывать.
Обязательно с самого начала договоритесь обо всех условиях сотрудничества: о задачах, сроках и оплате. Зафиксируйте всё это письменно и не в Telegram. Многие любят откладывать это на потом: «ну как-нибудь потом рассчитаемся, как-нибудь разберемся, договоримся». Ничем хорошим это обычно не заканчивается.
Надо также понимать, что ты не можешь влиять на качество работы, если ты не разбираешься в теме. И, главное, ты никак не можешь влиять на сроки. Это меня раздражало в работе с другими фрилансерами больше всего. Я отвечаю за проект перед клиентом, а помощник ни перед кем не отвечает и занимается проектом в свободное время. А если не хочется, то и вовсе не занимается.
Контроль и управление
В какой-то момент задач, багов и косяков становится настолько много, что приходится заводить таск-менеджер. Первым у нас был LiderTask, мы не один год использовали его как для личных целей, так и чтобы поручать задачи друг другу. Уже гораздо позже в нашей жизни появились «Мегаплан» и Trello. Сейчас для работы студии мы используем ActiveCollab, а для личных планов Todoist.
Завести планировщик — это половина беды. Как не забывать про поставленные задачи? Как отслеживать сроки? Как научится понимать, когда какие задачи могут быть сделаны и грамотно распределить их в течение дня и недели? Первое правило хорошего менеджера: поставил задачу — проконтролируй ее выполнение.
И тут наступает самое интересное. Когда берешь людей, за ними нужно постоянно следить. И ты постепенно из специалиста, который занимается своим делом, начинаешь управлять и руководить. Это неизбежный процесс при найме сотрудников. Так специалисты вырастают до руководителей агентств.
Несколько простых, но важных советов начинающим руководителям
-
Не бойтесь делегировать. Доверяйте людям. Или берите сразу тех, кто точно лучше вас в определенном деле.
-
Делегировали задачу? Проконтролируйте выполнение. Но не раз от раза, а всегда. Отсюда вытекает следующий пункт.
-
Стройте систему. Раздражает, что дизайнер сделал макет и не передал верстальщику? Или каждый раз передает макет по-разному: то ссылкой в Telegram, то в файле по почте, то в таск-менеджере? Не можете найти пароли и доступы к сайтам? Такие проблемы решаются выстраиванием процессов.
Заведите файл в Google Docs и записывайте туда, что, когда и как должно работать и происходить. Не пытайтесь описать все процессы и ситуации сразу. Здесь гораздо важнее регулярность. Столкнулись с проблемой — записали, отправили всем специалистам. При следующей подобной ситуации проконтролировали выполнение именно по установленной схеме. Пара подходов — и ваши сотрудники уже не смогут действовать иначе.
Где и как искать
Прежде всего, посмотрите вокруг. Быстрее и выгоднее всего подключить кого-то из знакомых, родственников или соседей, которые хотят подзаработать. Возможно, среди них есть студенты со свободным временем.
Другой вариант — поискать на сайтах фрилансеров. Чтобы понять, подходит ли вам человек, посмотрите, что он до этого делал, что и как рассказывает и пишет о себе, действительно ли он увлечен своим делом и разбирается в нем.
С потенциальным помощником вам должно быть приятно и интересно общаться. Если вы чувствуете какой-то дискомфорт уже при первом контакте, человек чем-то неприятен или вы понимаете, что он может обмануть, даже не думайте работать с ним. Интуиция не зря дана нам эволюцией. Она помогает неосознанно, по мельчайшим деталям — мимике, поведению, голосу, словам — понять важные вещи и видеть людей насквозь. Иногда, конечно, можно попасть в ловушку стереотипов.
Команда независимых фрилансеров или агентство?
С помощниками можно работать по двум сценариям:
-
Организовать агентство, нанимая, по сути, их себе в команду.
-
Объединиться с фрилансерами, передавать друг другу проекты, но работать независимо.
Я пошел по первому пути сразу по нескольким причинам:
-
Такой вариант предполагает больше развития, позволяет не вариться в своем соку. Я хотел работать в офисе и общаться с коллегами.
-
Наличие компании, сайта и постоянного офиса вызывает больше доверия у клиентов, они знают, что эти люди, скорее всего, не пропадут, к ним можно приехать на встречу. В офисе, как правило, есть телефон, куда можно позвонить.
-
Дисциплина. Вряд ли тут нужны комментарии.
-
Разделение рабочего и свободного времени. Когда у меня появился офис, я перестал работать по выходным.
-
Разделение зон для работы и отдыха. Если вы не живете один в двух или трехкомнатной квартире и у вас нет отдельного кабинета, то вам приходится работать за соседним столом рядом с кроватью. И проводить в одном помещении большую часть времени день за днем — так себе удовольствие.
-
Прогулки. Работая из дома, вы вряд ли вы пойдете утром гулять, если, конечно, у вас нет собаки. А между тем, прогулка отлично заряжает, включает мозг и просто полезна для здоровья.
-
Поиск новых людей. Когда у вас есть какое-никакое агентство и офис, можно звать людей работать в конкретную компанию и офис. Крутых и свободных спецов на фрилансе надо сначала поискать, а затем убедить их поработать именно с вами.
Да, многие из этих пунктов осуществимы и в работе «свободным и независимым» фрилансером. И у них, к слову, есть другие преимущества — например, свободный график или возможность путешествовать и работать из любой точки мира. Поэтому просто взвесьте все за и против и примите подходящее вам решение.
Последние комментарии