Оставить заявку
Напишите нам

Как распознать недобросовестного подрядчика: 5 способов понять, кто есть кто

Никогда такого не было, и вот опять: хваленое агентство срывает сроки и не выполняет KPI, разрекламированный фрилансер берет предоплату и исчезает в тумане… Как же понять, кто есть кто в мире digital, кому точно можно доверять, а кто попадает в категорию сомнительных?

Мы попросили коллег с тендерной площадки Workspace рассказать из собственного опыта, как вычислить недобросовестного подрядчика. Также они поделились своими советами, как правильно общаться с агентствами и фрилансерами.

 

Способ 1. Детективный

Включите Шерлока Холмса: забейте название агентства или имя фрилансера в поисковик и наслаждайтесь. Всплыть может любая информация: рассказ обманутого клиента, плохая рекомендация, включение в черный список и т. д

Если негатива много и он исходит от незаинтересованных людей (то есть это не происки конкурентов, а крик души обманутых заказчиков, ущемленных сотрудников и т. д.), лучше обойти такого подрядчика стороной.

Отличить заказные отзывы от реальных сложно, но можно. В заказных, как правило, нет конкретики: все плохо, плохо, плохо, а что плохо — непонятно. Реальные люди,как правило, описывают все детали происходящего. Также для фейковых отзывов характерна излишняя эмоциональность: бедному подрядчику впору отправляться в тюрьму, а не оказывать услуги. Кроме того, они могут быть написаны в один день на разных ресурсов и под копирку: особо упорные шерлоки могут проверить текст на уникальность.

625_1.png
Шерлок что-то знает!

Совет: если вы все же нашли спорную информацию или негативные отзывы, посмотрите, как подрядчик реагирует на негатив. Если хамит, ерничает, начинает обвинять в ответ — это достаточно токсично. Профессионал постарается вывести недовольного клиента на позитив или хотя бы нейтральное общение и решить проблему конструктивно.

 

Способ 2. Чисто-конкретный

Хотите проверить подрядчика — задавайте ему вопросы и требуйте конкретику. Нужно заказать сайт — спрашивайте, пытайте, как долго продлится работа, когда будет готов первый прототип, какие специалисты примут участие в проекте, как подрядчик будет добиваться выполнения бизнес-целей и что для этого планирует сделать, какие отчеты и в какой срок будут вам предоставлять.

625_2.png
На конкретные вопросы нужно получать точные ответы

Не забудьте и о технических моментах: спросите, каким подрядчик видит общую концепцию сайта и ее реальное воплощение, какие фишки, виджеты, продающие элементы можно установить, как лучше сделать личный кабинет, корзину и т.д. Понятно, что подрядчик не будет решать все это за вас — у вас есть свое видение задачи. Однако предложить свои идеи и варианты решения он не только может, но и должен.

Если подрядчик начинает лить воду и отделывается общими фразами типа «сделаем быстро и качественно», «мы команда профессионалов», задумайтесь. Если людям есть что сказать, они обязательно скажут. Не говорят — значит, сами не знают и действуют на авось.

 

Способ 3. Документальный

Обычно все эти конкретные моменты отображаются в документации. У каждого опытного подрядчика разработаны внутренние шаблоны документов: коммерческих предложений, брифов, технических заданий, договоров и т.д.

Если вам не предлагают заполнить бриф, дело плохо. Что это за подрядчик, который не стремится получить полную информацию о бизнесе клиента, его целевой аудитории, конкурентах, товарах и услугах, особенностях продвижения? Хорошее агентство само будет бегать за клиентом, умоляя его заполнить бриф. Ведь без этого исполнитель будет работать наугад, и пользы такая услуга вряд ли принесет. А то и навредит, если заказчик сольет бюджет на ветер, а результатов не дождется.

625_3.png
В брифе подрядчик задает вопросы о компании, ЦА, конкурентах, особенностях товара или услуги, продвижении и прочие

Теперь о коммерческом предложении. Некоторые подрядчики не ломают голову над каждым новым КП, присылают одинаковые шаблонные документы всем клиентам подряд: агентству недвижимости, стоматологической клинике, магазину женского белья, крупному банку…

Стоит ли говорить, что если ниши бизнеса, бюджеты на продвижение, потребности и возможности клиента разные, то и КП должны отличаться? А значит, при составлении КП нужно провести минимальный маркетинговый анализ и предложить именно то, что нужно этому конкретному клиенту. Выбирайте тех, кто так и поступает: это серьезный подход и задел на успешное сотрудничество. Образцы качественно проработанных документов можете посмотреть на сайте Workspace: КП, бриф, договор, которые можно скачать бесплатно. Все документы разработаны практикующими специалистами, которые знают специфику взаимодействия между заказчиками и исполнителями.

 

Способ 4. Денежный

Если у подрядчика в глазах, как у Скруджа Макдака, бешено вращаются долларовые знаки, он не слышит ваших предложений и старается навязать всего, да побольше и подороже, это точно не профессионал. Хороший подрядчик выяснит потребности клиента, примерный бюджет, цели продвижения и уже потом будет обсуждать детали. А если и предложит то, о чем клиент поначалу не думал — то не просто «чтобы было», а предварительно проведя маркетинговый анализ. В общем, сначала логика, потом деньги.

625_4.png
Помните его?

Есть и обратная сторона: когда подрядчик берет слишком дешево, это как минимум странно. Он знает цены по рынку, так зачем же он демпингует? Как правило, причин четыре. Первая — он новичок, ему срочно нужны хоть какие-то заказы для портфолио и опыта. Вторая — он неудачник, которому никак не удается пробиться и отстроиться от конкурентов. Третья — он плохой специалист, непрофессионал, его услуги просто не могут стоить дорого. Четвертая — он хитренький, набирает себе много дешевых заказов, а потом перепродает их новичкам и неудачникам. Либо делает сам быстро, тяп-ляп, как на конвейере, ведь впереди еще очередь из страждущих получить услугу за копейки.

 

Способ 5. Практический

Ну и самый надежный вариант — лично посмотрите примеры работ подрядчика, чтобы убедиться, на что он способен. Лучше, если в портфолио будут разноплановые работы (например, если выбираем копирайтера — не 20 похожих SEO-текстов, а информационные статьи, посты для соцсетей, тексты для рассылок, лендингов, карточек товаров и т. д.).

Еще лучше, когда у подрядчика есть кейсы: реальные истории о том, какие работы были проведены для других клиентов и к каким результатам это привело. Например, выполнили SEO-оптимизацию сайта: почистили и обновили семантическое ядро, наполнили тексты ключевыми словами, сделали внутреннюю перелинковку, и через 3 месяца сайт поднялся на 10 позиций и вышел в топ выдачи. Или написали полезный материал в крутом СМИ, привели заказчику на сайт 2000 посетителей и 24 лида. Кейсы более информативны и позволяют оценить практическую ценность работ подрядчика для бизнеса.

625_5.gif

Если вы не очень хорошо разбираетесь в маркетинге, покажите портфолио и кейсы знающему человеку: штатному маркетологу, другому подрядчику, которому вы доверяете. Пусть вынесет свой вердикт.

 

Памятка для заказчика: как общаться с подрядчиками

Человеческий фактор никто не отменял: это касается и подрядчиков, и заказчиков. Иногда нам не нравятся люди и команды… просто потому, что не нравятся. Не сошлись характерами, что говорится. Иногда мы сами виноваты: были излишне требовательны, стояли над душой, срывали на подрядчиках плохое настроение. Позволим себе дать несколько советов, которые упростят коммуникации и, возможно, сберегут ваши нервы.

  1. Если вы любите все контролировать, заведите специальный день для общения с подрядчиками. Например, каждую неделю во вторник созванивайтесь или встречайтесь и обговаривайте, как идут работы. К этому дню добросовестные подрядчики будут готовить необходимые отчеты и материалы. Исполнителей такая система дисциплинирует, да и вы будете спокойны: все идет по плану, дело движется.
  2. Если проект масштабный и долгоиграющий, разработайте четкую структуру коммуникаций. Допустим, вы обратились в контент-агентство, которое создало и ведет ваш блог. Работа постоянная: авторы и редакторы пишут статьи, общаются с вашими сотрудниками, которые дают им необходимую экспертизу, согласовывают со штатным маркетологом получившиеся тексты и публикуют их. Назначьте ответственных лиц, дни, в которые подрядчики и ваши сотрудники будут общаться, сроки согласований и правок. Создайте рабочий чат, где будете общаться. Фиксируйте рабочие процессы и этапы в сервисах коммуникаций (например, на доске Trello). Словом, дисциплина и порядок во всем!
  3. Не забывайте и про человеческое отношение. Нельзя прощать откровенную халатность и пофигизм, но нужно с пониманием относиться к реальным проблемам. Это болезнь (особенно в наше непростое время), личные проблемы и что похуже. Все мы люди-человеки, и у всех бывают сложности. Главное — не злоупотреблять ими и не превращаться в вечную проблемную бедосеньку.
  4. Помните, что заказчик — не царь и бог, а подрядчик — не его покорный слуга. Хороший ответственный исполнитель не просто беспрекословно выполняет пожелания клиента: он может подсказать, дать совет и настоять на своем, если заказчик ошибается. Вы равноправные партнеры и идете к одной общей цели: продвижению и развитию бизнеса.

И пусть вам сопутствует удача!

 
Понравилась статья? Расскажите о ней в соцсетях
 

Оценка

5 (голосов 2)

Оставить комментарий