secretmag.ru
Опубликовано 06 апреля 2021, 08:48
5 мин.

Диагноз: дефолт. Как понять, что компании грозит банкротство

адвокат, партнёр коллегии адвокатов «Параграф», преподаватель НИУ ВШЭ

Введённый в коронавирусном 2020 году мораторий на банкротства формально свою функцию выполнил: количество корпоративных дефолтов сократилось на четверть. Но вот 2021 год для бизнеса может стать одним из худших: мораторий истёк, законодательство меняется не в лучшую сторону, а экономика по-прежнему балансирует на грани. Осталось совсем немного времени, чтобы оценить перспективы скорого конца своей компании, попытаться его избежать или принять решение о старте процедуры. На что в первую очередь обратить внимание?

Диагноз: дефолт. Как понять, что компании грозит банкротство

Симптомы корпоративной болезни

Отрасли с высокими рисками

В условиях пандемии в экономике обозначились наиболее подверженные финансовым рискам ниши. В кризисные времена финансовые организации формируют негласные отраслевые стоп-листы, снижая кредитные лимиты на заёмщиков из высокорисковых сегментов.

С учётом влияния коронавируса сейчас к таким нишам можно отнести:

  • туризм,
  • ресторанный бизнес,
  • ретейл,
  • коммерческую недвижимость,
  • бьюти-индустрию,
  • автоперевозки,
  • производство ювелирных изделий, мебели, обуви,
  • культурно-досуговые учреждения (кинотеатры, театры, клубы),
  • частично – небольшие авиакомпании.

Собственникам компаний из этих сфер необходимо понимать, что шансы на выгодный кредит или реструктуризацию долга у них невысоки: не стоит рассчитывать на быстрое привлечение заёмных средств.

Проблемы с финансовым здоровьем

Если у компании сформирована чрезмерная долговая нагрузка, есть недостаток оборотных средств, отрицательный финансовый результат на протяжении нескольких отчётных периодов и критическая масса безнадёжной дебиторской задолженности, вероятность банкротства очень высока.

Оценивая перспективы санации, нужно в первую очередь обратить внимание на степень закредитованности и структуру долговой нагрузки.

К сожалению, в российском корпоративном секторе часто встречается дисбаланс кредитных обязательств. Например, часто причиной банкротства становятся кредиты с отложенным платежом по основному долгу: при таком механизме сделки заёмщик сначала выплачивает проценты и лишь в конце срока – «тело» кредита. Например, компания получает кредит в 5 млрд рублей, несколько месяцев выплачивает по 20 млн рублей в месяц, а в конце срока должна единоразово выплатить 5 млрд рублей. Такие условия иногда подходят, например, застройщикам при возведении объекта с быстрой продажей новому собственнику. Но в целом наличие подобного рода займов – плохой признак финансового здоровья компании.

Слабый финансовый менеджмент

Бывали случаи, когда банкротство успешных предприятий начиналось с небольших проблемных долгов в размере 2-3 млн рублей. Ведь его можно инициировать с задолженностью от 300 000 рублей и сроком просроченной выплаты от 3 месяцев. Чаще всего при небольшом размере долга конкурсное производство кредитор начинает в том случае, если его цель – рейдерский захват компании, а не урегулирование финансовых взаимозачётов.

Подобные истории характерны для бизнесменов, которые слишком рассчитывают на возможности перекредитования, господдержку и другие внешние механизмы, срабатывающих далеко не всегда. В таких компаниях финансовый менеджмент хромает по всем фронтам: кредитная нагрузка не коррелируется с платежеспособностью бизнеса, ожидаемыми доходами и анализом рыночной конъюнктуры. Валютные и кредитные риски не страхуются, в итоге любая форс-мажорная ситуация может привести к краху предприятия.

Неблагоприятная экономическая конъюнктура и бизнес-климат

Высокая инфляция, конкуренция со стороны иностранных компаний, изменения в законодательстве, санкционные ограничения и другие внешние факторы могут в краткосрочной перспективе негативно отразиться на финансовом положении предприятия.

Например, рост инфляции может означать необходимость индексации заработной платы сотрудников и увеличения ФОТ, которое бизнес в моменте позволить себе не может. Выходом может стать реорганизация бизнес-процессов, оптимизация персонала, но подобные риски желательно просчитывать заранее. Переоценка кадастровой стоимости участка, рост стоимости корпоративной страховки с последующим вынужденным увеличением готовых объектов могут привести к снижению платежеспособного спроса. Господдержка жилого строительства помогает компаниям выжить, но одновременно может привести к профициту предложения.

Подобные риски можно заложить в бизнес-модель, однако привычка работать «на авось» типична даже для успешных компаний, стратегии которых работают только в комфортной бизнес-среде.

Окончательный диагноз

Оценивая целесообразность банкротства, в первую очередь внимание нужно обращать на:

  • долговую и налоговую нагрузку,
  • наличие ликвидных активов на продажу,
  • возможности привлечения господдержки,
  • перспективы реструктуризации долга,
  • шансы на удержание клиентской базы,
  • состояние рынка.

Если у компании есть возможность продать непрофильные активы и погасить часть долга, реструктурировать задолженность на выгодных условиях, запустить новые направления, диверсифицировать бизнес с учётом текущей конъюнктуры, то банкротства можно избежать. В разгар пандемии известны случаи, когда компании запускали непрофильные производства (антисептики, антибактериальные поверхности) и тем самым нивелировали финансовые потери от стагнации основного бизнеса.

В некоторых случаях избежать банкротства помогает успешное оспаривание долга. Но иногда банкротство неизбежно и даже желательно.

Вовремя фиксировать убыток

Банкротство – лучший вариант, если у собственника в общем-то и нет другого выхода: ушли ключевые сотрудники или клиенты, налоговая нагрузка незапланированно выросла, банк отказался рефинансировать задолженность и проч.

Банкротные механизмы фиксируют условия покрытия обязательств перед кредиторами в соответствии с законом и во многих случаях позволяют списать часть долгов и де-факто уменьшить кредитную нагрузку: ведь признание юридического лица банкротом через суд приводит к ликвидации компании. На «нет» в данном случае суда нет – взыскать долг с фирмы, которой нет, при отсутствии ликвидных активов крайне сложно.

Кроме того, на этой стадии речь идёт уже не только о финансовой составляющей: включаются защитные механизмы деловой репутации. Имидж собственника бизнеса – его путёвка в новый проект. Своевременная и прозрачная процедура банкротства позволит бенефициару и менеджменту минимизировать количество пострадавших инвесторов и клиентов, удовлетворить часть обязательств и таким образом нивелировать репутационные издержки.

Недавно президент РФ Владимир Путин поручил кабмину за месяц доработать законопроект о процедуре банкротства, некоторые положения которого вызывают массу вопросов. Призванный упростить процедуру банкротства, новый закон, с точки зрения участников рынка, требует тщательной проработки. Так, например, сама по себе идея ввести в процедуру банкротства юрлица реструктуризацию долгов как новую реабилитационную процедуру – благая: бизнесу нужно дать шанс на спасение.

Однако при существующей системе арбитражного управления существуют значительные риски злоупотреблений и затягивания процесса санации. То есть банкротство по новым правилам станет сложнее, а не проще: примеров успешного финансового оздоровления юрлиц в российской корпоративной практике очень немного. Выходом может стать передача арбитражных функций от физлиц командам профильных юристов. Но этот вопрос пока находится в стадии обсуждения и не учитывается в новом законопроекте.

Поэтому check-up слабых мест бизнес-модели и грамотный антикризисный менеджмент уместны на любой стадии развития компании: профилактика финансовых болезней в «мирное» время поможет устоять в периоды экономических коллапсов.

Фото: depositphotos.com