Маркетинг и продажи

Как написать скрипты продаж и внедрить их в компании

7 минут

Как написать скрипты продаж и внедрить их в компании

В этой статье расскажем о том, какие задачи решают скрипты продаж, опишем плюсы и минусы внедрения скриптов в компании и посоветуем, как разработать и оформить скрипты для менеджеров по продажам.

Что такое скрипт продаж

Скрипты продаж — это наперед разработанные фразы, которые продавец использует в разговоре с клиентом. Это своего рода сценарий, алгоритм, следуя которому менеджер ведет клиента по всем стадиям продажи и успешно закрывает сделку.

Условно скрипты продаж можно разделить на два типа. Первый — скрипт продаж как инструкция. В нем дословно прописываются реплики и даже интонации. Такие скрипты используются обычно для новичков или в call центрах.

Второй тип — сценарии продаж. Они дают продавцу каркас разговора и подсказки, например, по обработке возражений. Такие скрипты разрабатывают для опытных менеджеров, чтобы повысить эффективность работы.

Зачем нужны скрипты продаж

Можно выделить две основные задачи, которые решаются с помощью скриптов.

Первая — повышение результативности отдела продаж. Обычно в скрипте собирается лучший опыт продающих диалогов в компании. А также используются техники продаж: обход препятствия, обработка возражений, закрытие сделки и другие. Работая с эффективным сценарием, менеджеры продают лучше.

Вторая — быстрая адаптация новых сотрудников. Обычно лучшие техники продавцы находят в процессе работы, собирают их для себя и со временем становятся более эффективными. На это уходит около шести месяцев. Со скриптами продаж продавец получает набор лучших техник сразу и может эффективно продавать с первых дней.

Плюсы и минусы использования скриптов продаж

Основные плюсы — повышение результативности и быстрое обучение сотрудников — вытекают из задач. Кроме этого, можно выделить следующие плюсы использования скриптов продаж.

+ Минимизируют влияние человеческого фактора

Если продавец устал или расстроен, он чаще делает ошибки. Скрипт продаж помогает минимизировать влияние настроения сотрудников на ход разговора. Придерживаясь сценария, продавец не забудет о важном — это повышает шансы на успешное закрытие сделки.

Еще одна проблема — когда продавец забывает или стесняется предлагать более дорогие или дополнительные товары. Как написала недавно в Telegram владелица кофейни: «Я могу придумать классные идеи, но все будет впустую, если сотрудник не скажет “А хотите попробовать наш авторский латте с шалфеем”?».

Пост в Telegram о важности следования инструкциям в продажах
Пост в Telegram о важности следования инструкциям в продажах

Если сотрудник работает по скрипту, он не сможет забыть о дополнительных вопросах клиенту.

+ Помогают улучшить качество сервиса

Стандартизация разговора — один из способов улучшить качество сервиса в компании. Со скриптами продаж менеджер с меньшей вероятностью забудет представить себя или компанию, попрощаться или правильно аргументировать цену.

У работы со скриптами есть и обратная сторона. Среди минусов можно назвать следующие.

— Клиенты различают заученную речь

Когда продавец говорит по сценарию, это может быть заметно — у человека появляется ощущение, что он говорит с роботом.

Такое допустимо, если клиент обращается с шаблонными заявками, такими как оформление заказа, отправка товара. Но недопустимо в продажах, где важно повлиять на эмоции, показать экспертность. Поэтому чем больше гибкости нужно от менеджера, тем менее строгими должны быть скрипты продаж.

— Продавцы меньше импровизируют

Когда сотрудники работают по сценарию, у них нет возможности импровизировать. А когда нет импровизации — нет удачных находок, которые могли бы повысить продажи. Кроме того, талантливые продавцы выгорают, если у них нет возможности привносить в продажи свои идеи.

Поэтому жесткие скрипты по работе с клиентами применяются там, где четкость важнее импровизации. А талантливых профессиональных продажников, способных удачно импровизировать, нанимают для сложных продаж. Таких, где работают по гибким скриптам или без скриптов.

Готовые скрипты продаж VS написанные с нуля

В интернете можно найти готовые скрипты продаж бесплатно. Безусловно, это экономит время — можно немного подкорректировать скрипт, раздать продавцам и начать работу. Но есть несколько минусов такого подхода.

Во-первых, вы не знаете, кто разрабатывал этот скрипт. Хороший скрипт может написать только практик или специалист с привлечением практика. Бесплатные скрипты, скорее всего, написал человек, далекий от продаж.

Во-вторых, даже если в сеть попал чей-то рабочий скрипт, не факт, что он подойдет вам. У каждой компании свои особенности, и то, что сработало в одной организации, может не сработать в другой.

Поэтому эффективнее разработать скрипт продаж для своей компании. Конечно, создание текстов с нуля — небыстрый процесс, а потом скрипты нужно в будущем дорабатывать, чтобы они работали так, как нужно. Зато вы сможете учесть особенности своей целевой аудитории, этапы продажи, tone of voice компании.

Кому поручить написание скриптов продаж

Разработать скрипты продаж можно своими силами, с привлечением фрилансера или агентства. Расскажем коротко о каждом варианте.

Разработка скрипта своими силами

Разрабатывать скрипт продаж в идеале должен практик — менеджер по продажам или команда, которую возглавляет опытный продавец. Если в компании есть продажник высокого уровня, который не только умеет общаться с клиентами, но и может научить других, разработку скрипта можно поручить ему.

Фрилансер

Поручить разработку скрипта можно фрилансеру. В идеале это должен быть человек с опытом работы в продажах, а не просто копирайтер. Услуги фрилансера будут стоить дешевле, чем услуги агентства. Но и рисков больше. Во-первых, человек со стороны не знает процессы компании, поэтому может пропустить важные нюансы. Во-вторых, частая проблема в работе с фрилансерами — это затягивание сроков, проблемы с коммуникацией.

Агентство

Разработка скриптов продаж в агентстве стоит в разы дороже. Но тут вам сделают работу «под ключ»: разработают скрипт продаж под вашу компанию, оформят сценарии в документе или программе, научат продавцов работать со скриптами, отредактируют скрипты в течение оговоренного срока.

Как написать скрипт продаж: основные этапы

Процесс разработки скриптов продаж в компании можно разделить на такие этапы.

1. Подготовка. Изучить записи разговоров продавцов и провести конкурентную разведку

На первом этапе изучаем, как разговаривают продавцы с клиентами. Анализируем записи разговоров лучших менеджеров, выписываем удачные ходы.

Параллельно изучаем конкурентов. Просим сотрудников позвонить или пойти к конкурентам и описать их разговор с продавцами: сильные и слабые стороны в диалогах, что взять себе на заметку, а что исправить.

2. Проанализировать этапы продажи

Под определенные задачи разрабатываются свои скрипты. Поэтому нужно описать этапы продаж и цели, которые нужно достигнуть на каждом этапе.

Вот какой может быть последовательность шагов при холодном продаже:

  1. Определение ЛПР — лица, принимающего решение. Обход секретаря. Разговор с ЛПР и отправка коммерческого предложения.
  2. Перезвон ЛПРу и предложение встретиться для определения потребности и расчета сметы.
  3. Второй звонок ЛПРу и закрытие на пробный заказ.

Для каждого этапа разрабатывается отдельный скрипт.

3. Проанализировать ЦА и выделить типы клиентов

При составлении скриптов важно выделить основные сегменты клиентов и подготовить портреты клиента. Для каждого типа клиента нужно адаптировать тон реплик, аргументы и возражения. Например, если вы продаете программное обеспечение, среди ваших клиентов могут быть небольшие SEO студии и корпорации. Они по-разному реагируют на предложение и принимают решения. Значит и скрипты разговора с клиентами должны быть адаптированы для каждого из этих клиентов.

3. Составить скрипты для каждого этапа продаж

Для написания скриптов понадобится описание преимуществ компании и ее продуктов, список частых возражений и ответы на них. Теперь можно начинать работу над сценариями разговора.

При составлении скриптов используется набор блоков. Например, для холодного звонка таких блоков будет пять:

  1. приветствие,
  2. выявление потребностей,
  3. презентация,
  4. ответ на возражение,
  5. закрытие сделки.

Для входящих звонков структура будет немного другой, например:

  1. приветствие;
  2. согласие дать нужную информацию и вопрос «как я могу к вам обращаться»;
  3. ответ на вопрос клиента и запрос информации для более точного ответа;
  4. выяснение потребностей и доказательство экспертности.

Такую структуру нужно разработать для каждого скрипта. Потом наполнить все блоки информацией.

4. Протестировать скрипты внутри компании

Когда готовы черновики скриптов, нужно прочесть их вслух, чтобы проверить естественность речи. Обычно, при чтении становятся заметны слишком длинные предложения, штучные формулировки. Если их убрать, текст станет короче и будет звучать человечнее.

5. Тестировать и улучшать скрипты в работе с клиентами

Даже лучший скриптолог не может предусмотреть все вопросы и реакции клиентов. Поэтому готовые сценарии важно тестировать не только перед запуском, но и после него.

Во-первых, важно фиксировать, на каком этапе чаще всего обрывается звонок, чтобы повысить конверсию сделки. Во-вторых, записывать вопросы и возражения клиентов, чтобы потом проанализировать их и дополнить скрипт.

Обычно на активные правки отводится два месяца. Но скрипт разговора менеджера по продажам — это рабочий инструмент. Чтобы он был эффективным и помогал продавать, его нужно улучшать и дополнять все время. Только так можно создать лучшие скрипты продаж для своей компании.

Как оформить скрипты продаж

Готовые скрипты продаж нужно оформить так, чтобы продавцам легко было его изучить, запомнить. Это можно сделать в Word, Excel, специальной программе, в CRM. Расскажем коротко о каждом варианте.

Word или Excel

Суть метода в том, что вы описываете реплики продавца слева, а справа пишете возможные ответы клиента. Возможные ответы оформляете анкорами, которые ведут на разделы документа с текстами для продолжения разговора для каждого варианта ответа.

Это простой, удобный и бесплатный способ оформления скрипта. Минус в том, что нет интеграции с CRM и телефонией. Нужно вручную вносить информацию и отслеживать статистику по работе со скриптом.

Вариант оформления скрипта в Excel
Вариант оформления скрипта в Excel

Специальные программы

Для оформления скриптов также используются конструкторы скриптов продаж: Scriptdesigner, ScriptOn, HyperScript, SalesScriptPro, Scriptogenerator и другие.

В конструкторе вы добавляете реплики и ответы через веб-интерфейс. Для продавца скрипт выглядит как пошаговый алгоритм. Он задает вопросы по шаблону и выбирает варианты ответов из предложенных. Вот, например, как выглядит скрипт продаж, разработанный в конструкторе Script Designer:

Пример оформления скрипта продаж в конструкторе Script Designer
Пример оформления скрипта продаж в конструкторе Script Designer. Источник

Конструкторы скриптов дают несколько преимуществ: их просто использовать, особенно новичкам, есть подробная аналитика по звонкам, интеграция с CRM и телефонией. Но за использование сервисов нужно платить ежемесячную абонплату или за каждого сотрудника.

Конструкторы используют для работы с большими и сложными скриптами. А также там, где важно следовать скрипту очень точно.

Модули для работы со скриптами в CRM

В некоторых CRM есть встроенные модули для оформления скриптов продаж, например, в «Мегаплане». В других CRM есть возможность подключить модуль для скриптов, который интегрируется с системой. Так, например, работают AmoCRM и сервис CallHelper.

Оформление скрипта продаж в CRM «Мегаплан»
Оформление скрипта продаж в CRM «Мегаплан». Источник

Благодаря интеграции данные из карточек клиентов в CRM отображаются прямо в текстах скриптов. Авторизация и вся работа происходит в CRM. Это удобно, так как не нужно переключаться между двумя программами.

Подведем итог

Скрипты помогают увеличить результативность отдела и повысить продажи. Есть скрипты-инструкции, которым нужно следовать точно, и скрипты-сценарии, которые служат подсказками и разрешают импровизировать. Жесткие скрипты нужны для новичков, а также там, где важно стандартизировать разговор, например, в call центрах. Гибкие скрипты помогают более опытным менеджерам использовать наиболее эффективные практики продаж.

Минусы скриптов в том, что речь продавцов может звучать неестественно. Чтобы этого избежать, продающие скрипты нужно запоминать и использовать как подсказку. Более опытных менеджеров, которые могут найти новые удачные ходы, и которых ограничивают жесткие скрипты, переводить на работу с гибкими сценариями.

Разработка скриптов стоит недешево и требует времени. Но готовые скрипты продаж из интернета все равно скачивать не стоит: вы не уверены, что их разрабатывал профессионал, и они не учитывают специфику компании.

Внедряйте скрипты продаж, чтобы повысить эффективность работы менеджеров, и подключайте SendPulse, чтобы товары продавали себя сами с помощью email рассылки.

Дата публикации:

29 Ноя. 2019

Ольга Берестецкая

Маркетолог и копирайтер. Люблю работать с инструментами, эффективность которых легко измерять. Поэтому люблю email рассылки:) Лучшими практиками делюсь с вами.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Средняя оценка: 4/5
Всего голосов: 26
Поделиться:
Twitter