Как работают корпоративные акселераторы. Взгляд изнутри

как работают корпоративные акселераторы

О пользе акселератора для компаний и их сотрудников.

Привет! Меня зовут Настя, я работаю в IT-компании. Мы создаем сервисы для бизнеса, которые автоматизируют бухгалтерию, помогают сдавать отчетность, общаться с госорганами и многое другое. У нас больше 80 продуктов, 9 с лишним тысяч сотрудников и один корпоративный акселератор.

Если честно, долгое время я считала, что такая программа интересна только топ-менеджменту компании как инструмент проверки очень рискованных и дорогих гипотез. Но на деле оказалось вообще иначе: нашим акселератором пользуются даже далекие от управления компанией сотрудники.

В статье расскажу, какую пользу он приносит организации, и предположу, насколько выгодно его содержать.

План статьи

Удалим негатив без риска для вашей компании

Мы гарантируем конфиденциальность.

Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Как работает акселератор. Три основных направления

Признаюсь сразу: лично я акселерационную программу не проходила. Зато писала о ней: моя должность в компании — автор коммерческих текстов. Наш акселератор работает в трех направлениях.

Направление первое: учит правильно проверять гипотезы на жизнеспособность.

Для этого есть отдельный курс, он находится на собственном обучающем портале компании. Этим направлением воспользовались коллеги из моего отдела. Недавно они защитили инвест-проект, который дал много денег на проверку гипотез. До этого ребята тоже тестировали свои идеи, но не всегда результаты оказывались корректными — не хватало знаний. Чтобы восполнить пробелы, они отправились обучаться.

С ними работают несколько специалистов. Первый — внутренний трекер. Это человек из компании, который уже имеет опыт работы с командами-тестировщиками гипотез. Он курирует процесс изучения материалов: следит, чтобы ребята усвоили информацию и отработали знания на практике.

Следующие сопровождающие — это эксперты. Их несколько: в каждом блоке свой. Первый рассказывает о маркетинговых исследованиях для существующего продукта, второй — об этих же исследованиях, только для нового продукта и так далее.

А результат обучения оценивает Верховный Ментор (или руководитель направления, но так скучнее) — это человек, который отправил команду на обучение. Он смотрит, удалось ли учащимся достичь целей программы. Мои коллеги до финального босса не дойдут: курс они решили проходить сами, поэтому результаты тоже анализируют самостоятельно.

Направление второе: помогает создать проект.

Или похоронить его, если становится очевидно, что он нежизнеспособен — такие драмы тоже случаются. Эта миссия корпоративного бизнес-акселератора отличается от предыдущей: в первом случае ребята просто получают знания о тестировании гипотез, а во втором еще и работают с внешним бизнес-ментором. С этим человеком команды встречаются каждую неделю, чтобы обсудить свои результаты и инсайты. В результате такой программы команда получает продуманный, протестированный и описанный проект. С ним можно выходить на инвест.

Инвест — это презентация проекта топ-менеджменту компании. Пожалуй, у любой крупной организации есть бюджет, который она планирует потратить на поддержку перспективных направлений. Если доказать, что проектируемый продукт стоит внимания, инициаторы получат деньги на развитие своего дела.

Не факт, что каждый, кто освоит акселератор, может рассчитывать бюджет. Так же как и прохождение программы необязательно для участия в инвесте. Просто после обучения шансов будет больше, потому что у выпускников есть одобрение целого экспертного состава. В случае успеха инициаторы становятся СЕО проекта и набирают рабочую команду.

Кстати, не исключено, что другие корпоративные акселераторы в России работают как-то иначе. Но общие черты все равно есть: команды проходят отбор, обучение и выходят на финишную прямую с успехом или пониманием неудачи гипотезы.

Направление третье: прокачивает внешние команды.

Здесь я буду краткой, поскольку мы говорим именно о корпоративных бизнес-акселераторах. Но вообще программа может работать и с внешними проектами. Для них план действий такой же, как и в предыдущем пункте: отобранные команды изучают информацию под контролем трекера, учатся у экспертов, общаются с бизнес-ментором.

В рамках программы владелец акселератора, как правило, не инвестирует во внешние продукты. Зато может договориться о каких-то условиях после выпуска. Например, инициатора могут пригласить в компанию, чтобы он развивал свою задумку внутри нее.

Какие выгоды дает акселератор?

К сожалению, я не могу привести конкретные цифры. Мне нельзя говорить о прибыли и расходах акселератора, о выручке команд, о количестве проектов. Зато я могу объяснить, зачем вообще компания решилась на такую программу. Заодно расскажу, как работает акселератор в экономике организации.

Дело в том, что с ростом организации появляется куча вариантов развития. От «Давайте начнем вникать в законодательство американского рынка, потому что это принесет то и это» до «Почему бы нам не продавать уголь в Пакистан». Я привела абсурдные примеры, конечно, но иногда сумасшедшие гипотезы оказываются вполне рабочими. Поэтому анализировать стоит если не каждую, то хотя бы через одну.

Но нельзя просто взять и начать грузить углем поезда, уходящие в Пакистан — это слишком дорого. Значит, нужна проверка. Правда, постоянно отправлять проектные команды куда-то вроде ФРИИ — тоже недешевое удовольствие. Проще заслать гонца во внешний акселератор, протестировать идеи и заодно узнать методологию проверки гипотез на практике. И полученный опыт транслировать уже внутри компании.

Со своим акселератором получается бюджетнее: руководители программы быстро проверяют и отсекают нерабочие проекты, поэтому компания не тратит деньги на заведомо нерабочие предположения.

Удобно, что сотрудники могут прийти в программу со своей идеей. И если она окажется успешной, начать развивать ее в самой организации. Если бы акселератора не было, возможно, увлеченные люди уходили бы создавать свои стартапы, а компания теряла бы деньги. Получается симбиоз: инициативные сотрудники генерят и развивают идеи за чужой счет, компания получает хороший продукт и прибыль.

Нужен ли акселератор вашей компании?

Побуду психологом: однозначный ответ не дам, но постараюсь сделать так, чтобы вы его нашли. Прежде чем запустить корпоративный акселератор, задумайтесь над вопросами:

  1. Зачем он вам нужен?
  2. Что будет, если вы запустите акселератор?
  3. Что вы потеряете, если его не запустите?
  4. Есть ли люди, которые смогут взять на себя ответственность за развитие акселератора?
  5. Есть ли у этих людей компетенции для проверки гипотез?
  6. Действительно ли у вас так много гипотез для проверки?

Я говорила, что тестировать все идеи через внешний акселератор затратно. Но и в собственную программу придется вложиться. Как минимум содержать трекеров, экспертов и бизнес-менторов. А чтобы работать только с внешними командами, нужно завоевать имя. Абы к кому подтверждать и отстреливать идеи не пойдут.

Мне кажется, если высокорисковых и дорогостоящих идей нет, игра не стоит свеч. Но запустить курс о создании проектов будет полезно. Хотя на рынке много таких предложений — можно обратиться и к готовым вариантам.

Запуск корпоративного акселератора — тоже своего рода гипотеза. Так что решайте, как ее лучше тестировать 🙂

Удалить информацию конфиденциально и без рисков
Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам
Комментарии

У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *

Вверх