Музыканты, блогеры с аудиторией от нескольких тысяч подписчиков и другие люди, известные хотя бы в узких кругах, могут дополнительно заработать на своей популярности. И речь не о рекламе, а об оригинальных товарах, которые могут быть интересны фанатам — мерче.
Рассказываем, как пошагово запустить производство мерча и как его продавать.
Что такое мерч и какие товары для него подходят
Мерч — товары с символикой, логотипами, оригинальными надписями или принтами. Например, на любом
Мерч есть почти у всех популярных музыкантов — от группы Metallica до «Руки Вверх», а теперь и блогеров. По данным компании Sellfy
,
Использовать для мерча можно любой товар, на который получится нанести оригинальный рисунок или надпись. Чаще всего — это вещи, которые люди носят на себе. Ведь мерч выпускают не только ради прибыли, но и для продвижения. Например, ваш подписчик носит интересную футболку с названием канала. Другие люди могут заинтересоваться, найти его и подписаться на вас в интернете.
Самый распространенный мерч:
- предметы одежды — футболки, худи, лонгсливы, ветровки;
- аксессуары — носки, браслеты, сумки, кепки, шапки, чехлы для телефонов, банданы;
- сувениры — кружки, пины, брелки, коврики для мышек, блокноты.
Блогеры, продающие собственный мерч, зарабатывают в 10 раз больше тех, кто получает доход только от рекламы
Не все используют для мерча очевидные вещи. Некоторые предпочитают необычные варианты и подойдёт, что угодно: от пластыря и стикерпаков до бижутерии и
Особенно богатая фантазия у рокеров. В 2015 году Motorhead выпустили коллекцию
С точки зрения закона, права на мерч принадлежат его автору, а ваши вещи нельзя копировать.
Без вашего разрешения как правообладателя нельзя использовать фотографии, оригинальные изображения и принты. Например, специально разработанные для мерча дизайнерские рисунки. Они защищены правом авторства с момента создания. Однако в спорных ситуациях придётся доказать, что именно вы первым придумали рисунок и являетесь его автором. Поэтому факт авторства лучше зафиксировать с помощью специальных ресурсов, например, «Банка авторских прав» .
Название музыкальной группы, логотипы можно зарегистрировать как товарный знак в Роспатенте , это дополнительно защитит ваши права в случае судебного разбирательства.
Если на ваших товарах фразы или слова, которые встречаются в обиходе, то защитить право авторства будет сложно.
Юридически мерч вправе выпускать сам владелец, а также торговые марки, которые купили у него права на использование элементов бренда.
Например, один из известнейших видеоблогеров PewDiePie самостоятельно выпустил одежду с матерными надписями на русском языке. А телеведущая и блогер Настя Ивлеева создала свою первую коллекцию одежды совместно с американским брендом Barbie и «ТВОЕ». И у того, и у другого подхода есть плюсы и минусы — при самостоятельном запуске вся прибыль достанется блогеру, но и заниматься изготовлением и продвижением одежды надо своими силами.
Известные бренды предлагают сотрудничество только селебрити или очень известным блогерам. Тем, кто популярен у сравнительно узкой аудитории, придётся работать над запуском мерча самостоятельно.
Как придумать и создать мерч
Всё зависит от того, какой товар вы соберётесь продавать. В производстве каждого есть свои нюансы. Например, себестоимость и цена мерча будет различаться, если наносить рисунок на одежду или посуду разными способами.
Вот основные шаги:
Шаг 1. Решите, какой товар будете продавать
Выбирайте то, что актуально для вашей аудитории. Для
Конечно, встречаются примеры мерча, далёкого от аудитории, но добиться коммерческого успеха в таких случаях будет сложно. Например, американская
Есть и другой момент — раньше мерч носили те, кто хотел подчеркнуть принадлежность к определённой субкультуре или фанатской группировке. Сейчас обычные вещи с музыкальной символикой чаще надевают только на концерты. Популярнее товары, которые людям прикольно носить или использовать: товары с необычными или забавными надписями и рисунками, вещи, которые подчёркивают стиль и индивидуальность.
Предлагайте товары, которые людям прикольно носить или использовать: вещи, которые помогают подчеркнуть стиль и индивидуальность
Вы можете взять в качестве мерча любой товар, на который получится нанести рисунок — это может быть как популярная вещь, так и понятная только вашим поклонникам. Подходящий товар — тот, который интересен аудитории, и на котором можно заработать.
Лучше придумать несколько вариантов товаров, а потом посчитать, что будет выгоднее: посмотреть цены поставщиков и рассчитать отпускную цену на товар.
Самый простой вариант заработать на мерче — продавать футболки . По ссылке подробная инструкция, как начать.
Шаг 2. Придумайте, что будет изображено на вашем мерче
Это может быть логотип, фотография, девиз или принт.
Для музыкантов распространенный вариант — символика группы или исполнителя. Блогеры чаще выбирают девизы, забавные фразы и рисунки.
Интересный вариант — цитаты из песен музыканта или любимые выражения блогера.
Важна эксклюзивность — обычную футболку или кружку люди купят в другом месте и дешевле. А мерч покупают за оригинальность и интересные идеи.
Можно запустить опрос среди подписчиков или фанатов и узнать, какие вещи с вашим принтом они хотят купить. Но знайте, что результаты опросов не всегда достоверны. На практике люди могут лучше покупать совсем не те вещи, что выбрали во время опроса.
Лучший способ оценить будущий спрос — запустить предзаказ товаров, которые вы потом хотите продавать. Так вы посмотрите, что именно люди будут заказывать.
Шаг 3. Закажите у дизайнера макет изображения
Сначала нужен дизайнер, который подготовит макет вашего рисунка для печати. Проще всего найти нужного специалиста на биржах фрилансеров — fl.ru или freelance.ru , сайтах вроде You Do и в творческих сообществах — behance.net . Стоимость разработки макета зависит от сложности и профессионализма дизайнера и начинается от 1 500 рублей.
Шаг 4. Закажите первую партию мерча
В начале лучше сделать небольшую партию. Есть компании, где можно сразу заказать товары с принтами: они сами закупают товар, печатают рисунок по вашему макету и привозят готовую партию.
Таких поставщиков легко найти в интернете. Например, футболки или свитшоты можно заказать на сайтах «Тексимпорт» , «ВсеМайки» , ART FLASH , кружки на Lastprint.ru .
Шаг 5. Рассчитайте отпускную цену
Цена, по которой вы будете продавать мерч покупателям, называется отпускной. Она состоит из себестоимости мерча и наценки.
Себестоимость мерча — стоимость изготовления товара, рекламные расходы, доставка. Она зависит от многих факторов: качества базового товара, сложности нанесения принта, тиража.
Чем больше ваш заказ, тем дешевле будет производство и печать. Но нужно рассчитывать свои силы. Например, заказать 1 000 кружек выгоднее, чем 100, но если нет уверенности, что весь товар уйдет, лучше заказать меньше.
На себестоимость мерча делают наценку с учетом того, сколько вы хотите заработать, и насколько платежеспособна ваша аудитория.
Наш читатель Иван Хафизов советует:
«Когда планируете выпустить первую серию мерча, не поленитесь запустить краудфандинг. В случае, если вы всё верно рассчитали, то ничего не потеряете — 10% комиссии краудфандинговой площадки можно заложить в стоимость. Зато в случае провала, если вдруг окажется, что вашей аудитории не нужны свитшоты или футболки, сэкономите деньги на выпуске мерча.»
Шаг 6. Расширяйте бизнес
Если дела пойдут хорошо и первая пробная партия разойдётся, можно задуматься о постоянном выпуске мерча и даже запуске собственного производства. Один из вариантов — пошив одежды.
В этом случае лучше найти оптового поставщика, у которого можно купить партию простых однотипных вещей по цене ниже розничной. Оптовиков ищут в России или за границей — в Китае .
В помощь вам инструкции:
Если хотите лично контролировать качество товара «от и до», можно закупить в проверенном месте исходный материал — хорошую ткань, и заказать изготовление вещей на фабрике.
На купленных или изготовленных вещах нужный рисунок можно печатать в типографии или вышивать на фабриках — чем больше заказ, тем крупнее должно быть предприятие.
Лучше выпустить лимитированную партию товара, например, только 500 штук, и сообщить покупателям, что количество товара ограничено — это повышает продажи. А в следующей партии поменять товар или принты, чтобы поклонники не теряли интерес. Также можно выпускать несколько основных товаров и периодически делать ограниченные партии под конкретное событие: праздничную дату или концерт.
Опытом делится Георгий Нуров, один из основателей проекта «Ничего обычного» , профессиональный футболист:
«Наш проект «Ничего обычного» запустился в конце 2019 года. Всё началось с фразы «Усталость — это иллюзия!», которую сказал один из футболистов в интервью, и она стала мемом в футбольном сообществе. Так возникла идея продавать тематическую футбольную коллекцию одежды из хлопка. Первая коллекция мерча была с десятью самыми популярными фразами футболистов:
Мы сами налаживали все этапы производства: закупали ткани, конструировали и отрисовывали модели, искали партнёров для пошива товара. Пробовали шить мерчи в нескольких компаниях, но так и вернулись к первому производству, когда смогли давать им большие заказа. Минимальный заказ у них — 100 единиц.
Из нашего опыта, если не добираете до минимального заказа на фабрике, то всегда можно открыть предзаказ в
Где и как продавать мерч
Соцсети и собственный блог
Небольшую партию мерча в
Периодически делайте посты про свой товар, выкладывайте фотографии себя с мерчем или довольных покупателей, собирайте отзывы.
Проводите конкурсы, в подарок дарите
Попробуйте продавать через других лидеров мнений — договоритесь о рекламных постах со знакомыми блогерами или известными людьми. Если знакомых блогеров нет, купите рекламу у незнакомых, пользуйтесь инструкцией .
Футболист и совладелец проекта «Ничего обычного» Георгий Нуров рассказывает, как продвигает свой мерч:
«Наш мерч мы начали продавать в ***. Мы распространяли наши футболки и худи среди футболистов и футбольных
Через три месяца стало больше заказов, чтобы их автоматизировать создали сайт и запустили
Сейчас мы даём рекламу в соцсетях, развиваем группу в Вконтакте и аккаунт ***. А еще мы создали медийную команду и играем в нашей одежде — это спорт и реклама.»
Собственный интернет-магазин
Он почти обязателен, если у вас несколько разных товаров, и вы хотите получать с мерча постоянный доход. Магазин позволяет организовать процесс покупки: клиенты видят все товары, им удобно выбирать и оплачивать, а вам проще обрабатывать заказы.
Продвигайте товары из
Проще всего сделать
Используйте готовый сайт
со встроенным
Если у вас уже есть сайт
или блог, добавьте на него
Маркетплейсы
Продавать мерч можно и через чужие сайты. Есть маркетплейсы (торговые площадки), которые размещают чужой мерч для продажи. Например, Plushkin.club или Mamcupy.com .
Есть магазины, которые берут на себя производство мерча — вы загружаете на платформу макет принта, а компания сама производит и доставляет ваши товары. Например, «Футбоголик» , «ВсеМайки» , PrintBar , «Принтио» или Printdirect .
Главный минус работы с чужими сайтами — высокие комиссии с продажи, вы получаете только процент от суммы, указанный в партнерском договоре. Но маркетплейс можно использовать, как дополнительный канал продаж.
И снова полезный совет от нашего читателя Иван Хафизова:
«Даже на площадках типа «Футбоголик», «ВсеМайки», PrintBar, Printdirect или «Принтио», можно увеличить маржу c их 10% до
***
Чтобы запустить свой мерч:
- Выберите товар, который вы будете продавать, придумайте принт и закажите первую партию.
- Продумайте стратегию продвижения, запустите собственный
интернет-магазин , подготовьте посты в соцсети.
Постарайтесь поддерживать интерес к мерчу, чтобы продажи не упали. Запускайте новые и разные товары, экспериментируйте с принтами, расширяйте ассортимент, креативьте. Пробуйте! Надеемся, эта инструкция поможет вам начать.