Культура отмены: как борьба за справедливость стала войной с сильными мира сего

Культура отмены

Как культура отмены связана с репутацией и почему в современном обществе важно высказывать свое мнение аккуратно.

Культура отмены (или cancel culture) — это жесткая, радикальная попытка общественности «стереть» известного человека из медийного пространства в ответ на его поведение. Растет это явление из репутации, точнее, из ее потери, и зачастую происходит стихийно.Вызвать агрессивную реакцию у общественности может что угодно: неудачная шутка, опубликованная много лет назад в личном блоге, сказанная в прямом эфире некорректная формулировка в отношении жертв домашнего насилия или обвинения в домогательствах с разной степенью достоверности.

Насколько опасно это явление? Можно ли «отменить» кого угодно? Ищем ответы в статье вместе с Надеждой Кобиной, основателем агентства персонального брендинга «Космос-4», соавтором книги-бестселлера «Синдром Патрика. Как создать личный бренд, оставаясь верным самому себе» («Лучшая книга в помощь бизнесу» на премии PwC «Деловая книга 2021»).

План статьи

Поможем защитить репутацию в трудную минуту

Мы гарантируем конфиденциальность.

Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам

Что такое cancel culture?

Понятие cancel culture вошло в топ Google Trends совсем недавно, в 2020 году, но история культуры отмены началась гораздо раньше. Впервые слово «to cancel» произнесли в одном из американских криминальных боевиков в 1990-х. А уже в 2014 фраза «You’re canceled» появилась в американском реалити-шоу «Любовь и хип-хоп: Нью-Йорк». После этого ее быстро подхватили в Twitter, направо и налево «отменяя» неработающие кофемашины и непонравившиеся песни. Постепенно к движению присоединялись более серьезные истории: хештегом начали подписывать людей или компании, поведение которых отличается от общепринятых моральных принципов.

И вроде бы все начиналось как борьба за справедливость. Как еще нам, простым смертным, противостоять публичным людям, селебрити и корпорациям, у которых большие медийные и финансовые ресурсы? Фактически никак. Но культура отмены стала выходить за рамки простого возмущения в социальных сетях и создавать вполне осязаемые последствия. Теперь известных людей лишают званий, работы и контрактов. Их изгоняют из профессиональных тусовок. На них отказываются смотреть в кино, слушать их музыку и подписываться в социальных сетях. Это реакция на интолерантность, неуместные высказывания, оскорбительные шутки и ущемление чьих-либо прав.

Культура отмены в США

Один из самых громких примеров cancel culture — движение #MeToo в 2017 году. Женщины под этим хештегом рассказывали о сексуальном домогательстве и насилии, которое они когда-то пережили. Это были миллионы историй! Многие известные мужчины, которые попали под обвинение, прекратили публичную деятельность. Главного злодея этого движения, Харви Вайнштейна, посадили в тюрьму на 23 года. Тогда весь мир впервые понял, что такое канселлинг и к чему он может привести.

Публичные извинения и раскаяние не всегда помогают. Кому-то удается сохранить карьеру и фанатов. Так было, например, с Канье Уэстом. По словам артиста, его пытались отменить еще до того, как канселлинг появился в природе. А кто-то лишается свободы, как Харви Вайнштейн. Их поступки и поведение нельзя сравнить, но механика ответной реакции схожа. Конечно, не все знаменитости и их неоднозначные поступки попадают под каток «отмены». Этот процесс трудно предугадать и просчитать все его возможные исходы. Оттого он и считается опасным.

Канселлинг можно перепутать с кибербуллингом или шеймингом, но на деле это не одно и то же. Общественное неодобрение не значит публичное оскорбление провинившегося. Культура отмены не равняется превращению «отмененного» в новую жертву. Это про выбор людей, защиту оскорбленных и попытку привлечь к ответственности. Это не буллинг, который принуждает к насилию и унижению.

Культура отмены не подразумевает публичное оскорбление или попытку опозорить. Конечно, она может перерасти в травлю, но это не правило, а исключение. Такие возможные последствия и привлекают внимание критиков. Они считают, что в культуре отмены у человека не остается шансов исправиться и изменить свое мнение. Человек может забыть, какой пост написал в социальных сетях несколько лет назад или какую фразу сказал в интервью, но Интернет помнит все. Даже удаление не помогает избежать гнева общественности. Еще один аргумент против — это ограничение свободы слова и цензура. Почему одно мнение считается правильным, а за другое человека лишают всего?

Культура отмены в России

В России тоже есть примеры действия культуры отмены. Только термин у нас чаще называют «новой этикой». Для нас такие ситуации — действительно новое явление. Российский институт репутации отличается от западной модели, поэтому и о культуре отмены мы говорим не так уверенно и много.

Случай, о котором слышали многие, произошел с Региной Тодоренко. В прямом эфире девушка рассуждала о домашнем насилии. Споры в Сети вызвала ее фраза: «Что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил?». Общественность расценила это как виктимблейминг, то есть обвинение жертв домашнего насилия. Известные бренды расторгли рекламные контракты с Региной, журнал Glamour лишил ее звания «Женщина года», а в Интернете это событие стало темой номер один для обсуждения. Были и те, кто поддерживал девушку и называл произошедшее вырванной из контекста фразой. Но сама Тодоренко приняла удар, не растерялась и не только извинилась, но и за неделю сняла фильм о домашнем насилии, публично пообещав стать рупором для лоббирования инициатив в защиту пострадавших. Это скорее единичный пример, когда все сработало по правилам новой этики: и общественность вовремя подключилась, и бренды, сотрудничавшие с ней, не стали молчать, и сама Регина быстро нашла, что ответить.

Но была и неуместная травля. Пока известную телеведущую публично четвертовали в социальных сетях и СМИ, количество подписчиков в ее Instagram увеличилось на 400 тысяч. Это не значит, что всем нужно делать что-то подобное. Наоборот, это повод задуматься, правильно ли у нас работает институт репутации? Со стороны Регины это не было желанием пропиариться, хотя ее обвиняли и в этом. Ошибки совершают все, и публичное признание в этом достойно уважения. С Ксенией Собчак после ее высказывания о движении Black Lives Matter расторгла контракт компания Audi, но масштаба кейса Регины Тодоренко достичь не получилось. После заявления Марата Башарова о том, что он бил своих жен, не произошло ничего. Только споры в социальных сетях и петиции на 80000 человек с просьбой забрать у актера Государственную премию РФ и звание заслуженного артиста Татарстана. Но этого до сих пор не случилось. Как видим, в России попытки отменить носят более локальный характер.

Не все подобные случаи получают такую огласку. Не все люди и компании стремятся восстановить репутацию. Кто-то после того, как разговоры утихнут, возвращается на предыдущее место работы. Кто-то уходит в другую сферу. А кто-то и вовсе делает вид, что все в порядке. Нельзя однозначно сказать, какой путь более правильный после канселлинга, но для сохранения репутации мы рекомендуем внимательно следить за всем, что выходит в публичное пространство от вашего имени и избегать тем, в которых вы не разбираетесь.

В обществе правила игры меняются быстро. То, что считалось нормальным 10 лет назад, сегодня может быть неуместным. Хотите оставаться в медиапространстве — соответствуйте  общепринятым регламентам, высказывайте мнение аккуратно, скройте или удалите спорные публикации. Даже «воскресшей» Регине нет-нет да припоминают ее неудачный опыт. Беречь репутацию проще, чем восстанавливать.

И по-человечески хочу добавить: канселинг, буллинг, шейминг — что бы там ни было и кто бы ни попал в эту ситуацию, герою истории за помощью часто приходится идти к психологу. Умение принимать неидеальность и позволять другим быть другими спасает собственные нервные клетки и делает мир добрее.

Заказать персональное решение репутационных проблем
Выберите способ связи
Мы не передаём ваши данные третьим лицам
Комментарии

У этой статьи пока нет комментариев, но вы можете быть первым

Ответ

Ваш Email останется в секрете. *

Вверх