Что такое маркетплейс и как он устроен
Маркетплейс – это электронная торговая площадка, на которой продавцы могут разместить свои товары для продажи. Маркетплейс зарабатывает за счет комиссии с продаж, которую платят все продавцы.
Сама по себе электронная площадка ничего не продает, а просто обеспечивает место для других бизнесов и дает им все необходимые стартовые условия, чтобы начать продавать: трафик и маркетинговую поддержку.
Как и любой другой вид бизнеса, маркетплейсы строятся по одной из базовых моделей:
1) B2C (business-to-customer). Компании продают физлицам. Примеры: AliExpress, Amazon, Ozon, Яндекс.Маркет. Примеры предложения услуг: Booking.com и Trivago – поиск и бронирование жилья для путешественников, Uber – заказ такси.
2) B2B (business-to-business). И продавцы, и клиенты – предприниматели. Они используют площадки для поиска бизнес-партнеров: оптовых поставщиков, крупных подрядчиков для выполнения работ и т.д. Самые известный пример – Alibaba.
3) C2C (customer-to-customer). И продавцы, и клиенты – физлица, причем один и тот же человек может как покупать, так и продавать на этой площадке. Зарубежные примеры: BlaBlaCar (маркетплейс для поиска водителей, пассажиров и попутчиков).
Есть и смешанные варианты, где продавать товары и предлагать услуги могут и физлица, и компании. Например, eBay, Airbnb (площадка с предложениями по аренде жилья).
В этой статье мы остановимся на B2C-маркетплейсах и взаимодействии «Электронная площадка – Предприниматели малого / среднего бизнеса».
Почему маркетплейсы актуальны
Для продавцов торговля на маркетплейсах – отличная альтернатива собственному интернет-магазину. Никаких заморочек с раскруткой, разработкой и продвижением сайта и привлечением трафика – всё на плечах торговой площадки, с которой вы заключаете договор.
Что насчет покупателей? Так как товары размещены на крупной известной площадке, их готовность к покупкам зависит от доверия к этой площадке. Чаще всего они не задумываются, чей именно товар заказывают. В их сознании это откладывается как «Купил на Озоне», «Купил на Wildberries» – этого достаточно.
Так как это онлайн-продажи, нет ограничений по географии аудитории. А делать покупки, не выходя из дома, для многих людей самый удобный вид шоппинга. Еще лучше, если самые разные товары можно купить в одном месте.
Обычно на маркетплейсе для покупателей есть выбор, а значит, возможность из всех предложений выбрать самое выгодное по цене или то, которое больше соответствует потребности по отдельным характеристикам (цвет, размер, материал изготовления, функционал и т.д.) Всё зависит от того, что важно для конкретного человека.
Это большой плюс для компаний-ноунеймов, которые только начинают свой предпринимательский путь и потому пока мало узнаваемы на рынке.
Самые известные российские маркетплейсы
OZON
Маркетплейс с широким ассортиментом товаров разных категорий. У Ozon широкая сеть складов по России, благодаря чему довольно быстрая доставка.
Условия сотрудничества с Ozon:
- Статус ИП или ООО;
- Электронный документооборот.
Комиссия с продаж – от 5 до 40% в зависимости от маржинальности (чем выше средняя наценка на конкретный тип товара, тем выше процент комиссии).
Яндекс.Маркет
«Детище» Яндекса и Сбербанка. Многопрофильная торговая площадка с двумя складами товаров – в Москве и Ростове. Это значит, что с логистикой уже посложнее, чем у Ozon.
Чтобы размещать товары для продажи на Яндекс.Маркете:
- Зарегистрируйтесь как юрлицо;
- Подключите электронный документооборот.
На Яндекс.Маркете доступны две стратегии продвижения – по минимальным ценам и по рекомендованным ценам.
По комиссии условия более привлекательные – она не превышает 13%. А если вы выберете продажи по рекомендованным системой Яндекс ценам – не взимается совсем. По минимальным ценам у вас больше возможностей обогнать конкурентов по объему продаж.
Wildberries
Маркетплейс с большим количеством товарных категорий, который вырос из площадки по продаже одежды.
Чтобы начать продавать на Wildberries, нужно:
- Открыть ИП, ООО или оформить самозанятость;
- Получить согласие правообладателя на продажу его бренда. Площадка строго пресекает попытки продавать «паль» (китайские подделки) от имени известных, как правило, дорогих марок. Так как Wildberries – это всё-таки больше про fashion-сегмент, это требование актуально больше для одежды.
Комиссия довольно высокая – 19-33% с продаж.
Это самые крупные универсальные маркетплейсы на российском рынке. Помимо этого есть также специализированные на какой-то одной или нескольких категориях. Например, Lamoda – это только одежда, Ситилинк – электроника и бытовая техника.
Прежде чем переходить к описанию способов заработка на маркетплейсах, скажем, о чем нужно знать, прежде чем идти на маркетплейс за заработком.
«Подводные камни» при продажах на маркетплейсах
Найти ходовый товар недостаточно. Если что-то пользуется бешеным спросом сейчас, не факт, что на этом можно заработать потом. Ведь неизбежно то, что для начала продаж потребуется время – найти поставщика и закупить товар, заключить договор с торговой площадкой.
Есть такое явление в маркетинге, как мультипликация спроса. Это когда определенный товар в дефиците, а каждый потенциальный продавец приписывает спрос на него себе.
Да, на данный момент, возможно, текущий объем спроса актуален, и на рынке нет компаний, которые бы его удовлетворили. Но пока идет вся эта история с закупками и переговорами с поставщиками, конкуренты могут успеть раньше выйти на рынок со своими предложениями и получить прибыль.
А когда товара на рынке уже более, чем достаточно, конкуренция среди продавцов высокая, ясно, что продать с наценкой не получится. Придется уже назначать менее высокие цены, чтобы хоть как-то отбить себестоимость и вообще сбыть товар без остатка. А бесконечно демпинговать цены вслед за конкурентами – риск уйти в убыток.
Поэтому выигрывает даже не тот, кто первым найдет новинку с аномально высоким спросом, а тот, кто запустит продажи в числе первых.
И еще одно «но»: эта «победа» будет недолгой. У каждого тренда есть срок годности. То, что актуально для покупателя сегодня, завтра уже может не заинтересовать. А если он уже закупил товара в расчете на высокий ажиотаж, который был еще вчера? Вывод очевиден.
Примеры таких товаров: спиннеры, пользующиеся популярностью у молодежи в 2017 году, кигуруми (комбинезоны-пижамы в виде животных), интерес к которым резко возрос и также внезапно схлопнулся.
Чтобы избежать иллюзий о том, что перепродажа товара – это легко, стабильно и выгодно, приведем только действенные способы заработка на маркетплейсах.
Как заработать на маркетплейсах
Ориентируйтесь не на «быстрый» спрос, а на стабильный
Следуйте принципу «Медленно, но верно».
Вывод из предыдущего параграфа: если продавать с выгодой что-то остро модное, нужно успевать, пока это не стало мейнстримом. Это скорее вопрос везения, предугадать тренды рынка сможет далеко не каждый.
Второй момент – не стоит закупать слишком много такого товара, так как он, как правило, оказывается «однодневкой». Лучше продавать товары, спрос на которые пусть и невысокий, но стабильный. Классическая одежда, бытовая химия, товары для животных, товары для садоводства и т.д.
И да – сам по себе товар продаваться не будет. Если это что-то обыденное, нужно приложить усилие, обратить внимание покупателей на него. Как это сделать в онлайне – в следующей рекомендации.
Улучшите карточку товара
На маркетплейсе не так много способов выделить свое предложение среди сотен и тысяч похожих. Всё решает визуал и описание товара. Поэтому есть смысл сделать качественные карточки товара.
Если у вас нет на это времени или фантазии, можно всегда найти фрилансеров на биржах, которые сделают «сочные» фотографии товара и напишут текст. Эта услуга стоит не так дорого, зато отдача от неё значительная и долгосрочная.
Добавьте товару уникальности
Более основательный способ обратить внимание покупателей на ваш товар и сделать его чуть привлекательнее, чем у конкурентов.
Вот варианты:
1) Добавить дополнительные товары в подарок. Классический пример: наушники к смартфону, чехол к солнцезащитным очкам. Просто, ничего нового, но это работает, так как все любят подарки и любят выгоду.
2) Доработать упаковку товара. Во-первых, красивое оформление – это положительное первое впечатление, во-вторых – практичная штука, если товар покупают на подарок.
Производство на аутсорсинге
Ну и самый «хардкорный» вариант – производить свои продукты. Это дорого, долго и сложно. Но все старания могут с лихвой окупиться, если вы будете ориентироваться на качество, а не на количество.
Плюс чем уникальнее товар, тем меньше он испытывает конкурентного давления. Можно смело делать свою наценку за уникальность.
Можно отдать производство на аутсорсинг, а заниматься только упаковкой и маркетингом.
Что касается хранения, можно не платить за аренду и охрану товара, а воспользоваться услугой фулфилмент. Это передача всей логистики, в том числе работы по возвратам товара, оператору транспортных услуг от маркетплейса.
Это сэкономит вам время и деньги. Единственное ограничение – большая партия закупки, так как у многих электронных площадок есть необходимый минимум партии.
Если бренд действительно удастся, вы получите лояльных клиентов и все затраты окупятся.
Несколько маркетплейсов лучше, чем один
Не кладите все яйца в одну корзину. Этот принцип работает и здесь.
Аудитория и покупательское поведение везде разное, где-то товар не зайдет, а где-то наоборот может попасть в топ.
Желаем высоких продаж и вдохновения!