Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Я открыла котокафе – и вот список моих серьезных ошибок Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Главное – не стоило думать, что котокафе – это красивый бизнес для девушки.

Евгения Пойлова, владелица котокафе «Муркино» в подмосковных Химках, рассказала, как открыть и продвигать такое заведение, а также про финансовую сторону вопроса.

Справка

Котокафе – относительно новый формат заведений. Первое котокафе открылось в Тайване в 1998 году, затем – в Осаке в 2004-м. Сейчас такие заведения популярны в Японии, где люди часто не могут содержать дома кошек из-за запретов домовладельцев.

В России первое котокафе открылось десять лет назад – в 2011 году в Санкт-Петербурге. При этом в нашей стране кошка есть в каждой второй семье – это сильно сужает круг потенциальных посетителей котокафе.

Открытие кафе: ИП, ошибка в договоре и «цена вопроса»

По образованию я бухгалтер-аудитор, и долгое время моя профессия была связана исключительно с финансами. Но однажды на просторах интернета я увидела объявление с приглашением на концерт. «Зацепило» меня место его проведения – котокафе. Не пойти я не могла.

После я стала регулярным посетителем заведения, а через какое-то время взяла кредит на открытие бизнеса, купила франшизу, и у меня появилось свое котокафе.

В первый месяц я занималась бумажной волокитой: оформление ИП, подготовка и подписание документов, работа с юристами и поиск финансирования.

Открыть индивидуальное предпринимательство оказалось достаточно несложно. Для этого понадобилось всего два визита в налоговую инспекцию. В первый я подала документы (заявление, паспорт, ИНН, а также квитанцию об оплате госпошлины), а во второй визит – забрала свидетельство о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя.

После этого я выбрала банк, в котором буду обслуживаться, и открыла в нем расчетный счет. Очень удобно, что банк самостоятельно подает сведения об открытии счета в налоговую инспекцию.

Чтобы убедиться, что с документами все в порядке, я обратилась за помощью к юристу. Он проанализировал договор коммерческой концессии и договор аренды помещения. Хоть неточности были «вычищены» и некоторые пункты не в мою пользу удалось исключить из договора, это не уберегло нас от ошибок.

Хозяйка торопила нас заключить договор аренды, пугала, что помещение «скоро уйдет, ведь оно популярно», и обещала кредитные каникулы, пока мы будем делать ремонт, при оплате за первый и последний месяцы аренды. К сожалению, это была лишь устная договоренность, и кредитных каникул по факту не получилось.

В части финансирования было заявлено, что на открытие проекта потребуется около полутора миллиона рублей. Я взяла кредит на 1 700 000 рублей, чтобы денег точно хватило. Но траты превысили эту сумму, и мне пришлось одолжить у банка еще 300 000 рублей.

Когда так называемая бумажная работа закончилась, мы готовили помещение будущего котокафе. На это ушло почти три месяца: здание было более полувековой давности, и ремонт там пришлось провести капитальный. В июле 2018 года котокафе «Муркино» торжественно выпустило кошек и котов из вольеров и открыло двери первым посетителям.

К сожалению, радость была недолгой.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Переезд и попытки рекламироваться

С первым помещением котокафе особо долгосрочных отношений не сложилось, и спустя год я приняла тяжелое для себя решение о переезде. Было жалко вложенных трудов и огромных для меня финансовых затрат, но я понимала: если останусь там, придется закрыться. Арендная плата была достаточно высокой для нашего бизнеса, а поток посетителей оставлял желать лучшего. Гораздо лучшего. Я взяла в банке кредит еще на 400 тысяч рублей, чтобы переехать и привести в готовность новое помещение.

Заявлять о себе пришлось заново: реклама, привлечение клиентов, знакомство с кафе. В первую очередь мы стали раздавать жителям района флаеры, в которых сообщали об открытии котокафе, приглашали их в гости и предлагали скидку на посещение при предъявлении флаера – так больше шансов, что человек не выбросит его в урну, а сохранит и придет в кафе. Листовки дали хороший, но кратковременный результат. То есть рост посетителей был в день раздачи листовок и на следующий день, а потом гостей опять становилось меньше.

Еще мы размещали рекламу в лифтах близлежащих домов. Особого результата я от нее не увидела, так как к нам до сих пор, а это спустя два года после открытия, приходят люди из дома, в котором мы располагаемся, и говорят, что даже не знали о нашем существовании. Трудно сказать, что так повлияло: то ли реклама была недостаточно красочной, то ли люди не читают объявления в лифтах, то ли еще что-то. Реклама в лифтах по сравнению с раздачей листовок стоит гораздо дороже, но эффект от нее на порядок ниже.

Кроме того, мы запускали рекламные посты в различных группах социальных сетей. Но я до сих пор не знаю, есть ли от этого метода какой-то «выхлоп», потому что ни разу не слышала, что к нам пришли благодаря такой рекламе. Также мы заказывали рекламу в маршрутках, маршрут которых проходит недалеко от нас. Но сказать, что после нее пошел вал посетителей, я, к сожалению, не могу.

Больше всего гостей, как показывает практика, приходит по методу сарафанного радио, когда люди узнают о нашем котокафе от друзей. Помогают в этом и соцсети, когда наши гости выкладывают сторис из котокафе и отмечают наш аккаунт в соцсетях.

Читайте также
Как личные бренды котиков помогают продвигать котокафе: рассказ владелицы кафе

Год, когда все пошло не так

В первый год нашего пребывания на новом месте все шло довольно хорошо. Но потом случилась пандемия. Я очень благодарна арендодателю, который вошел в положение и сначала сделал скидку на аренду помещения, а позже предоставил на несколько месяцев арендные каникулы.

Многие наши подписчики и постоянные клиенты помогали нам материально: приносили наполнитель для кошачьих туалетов, корм, игрушки и домики для котов, жертвовали деньги на нужды котокафе.

Еще во время карантина мы пошли нестандартным путем – стали предлагать взять к себе котиков временно. Мы публиковали посты в соцсетях, что просим приютить питомцев, и «докрутили» сайт, сделав кнопочку выбора, на какой срок человек хочет взять кота, – временно или постоянно. Меня приятно удивило, что почти все питомцы, взятые на время, остались в семьях навсегда.

Безусловно, мы не работали в обычном режиме. Нам звонили заранее, мы договаривались, в какой день и какое время придут посетители, и открывались «по предварительной записи». А с кем-то созванивались по видеосвязи, я показывала кота, и человек принимал решение, будет ли брать питомца к себе.

К слову, открываться после карантина было труднее, чем закрываться на его период. Дело в том, что все затраты на содержание котокафе вернулись, а поток посетителей – нет.

Котокафе сегодня

В кафе сейчас работает четыре человека: я и три волонтера. За небольшое вознаграждение они занимаются питомцами и общаются с посетителями. Раньше в штате была еще девушка, которая занималась наполнением наших соцсетей: Instagram, Facebook и «ВКонтакте». Она регулярно писала посты и с помощью агрегатора публиковала их сразу в трех аккаунтах. Работала она за пять тысяч рублей в месяц. Однако почти год назад мне пришлось отказаться от ее услуг, так как я была вынуждена сократить расходы на котокафе.

Теперь мы ведем соцсети сами. Другой работы много, поэтому отсутствие SMM-специалиста существенно отразилось на наполнении страничек. Публикации стали появляться реже – примерно 7-8 в месяц. Я понимаю: этого недостаточно, чтобы аккаунт был интересен посетителям, поэтому планирую найти человека, который за небольшую плату будет писать и публиковать посты регулярно. Тем более что сэкономленные пять тысяч рублей в месяц нисколько не улучшили финансовую ситуацию кафе.

«За все время существования в плюс мы не выходили»

В начале пути я думала, что помощь животным в виде котокафе – это красивый бизнес для девушки. На самом же деле бизнеса в истинном его понимании, как, впрочем, и красоты, не получилось. Котокафе – это в том числе заболевания кошек и их лечение, поддержание чистоты помещения, баланса в прайде – группе котов, находящихся в заведении.

Кроме того, дела по финансовой части у нас, к сожалению, обстоят достаточно плохо. За время существования котокафе «в плюс» мы не выходили ни одного месяца и всего пару раз приближались к «нулю». Летом посетителей бывает очень мало. Я связываю это с тем, что людям хочется больше времени проводить на свежем воздухе. Например, в июле выручка составила всего 15 тысяч рублей. Этих денег хватает, чтобы один раз заказать котам корм и наполнитель. Осенью, зимой и весной гостей обычно больше, но ненамного.

Все расходы котокафе я покрываю за счет того, что, помимо ИП, работаю по найму на обычной работе с хорошей зарплатой. С нее я оплачиваю кредиты, плачу за аренду помещения, покупаю питомцам корм и наполнитель, финансирую рекламу, покупаю угощения в кафе для посетителей и еще немного остается на мои личные траты. Конечно, такая ситуация меня не радует, и я мечтаю, чтобы мы вышли хотя бы на самоокупаемость.

Получать большую прибыль от котокафе не рассчитываю, но я получаю моральную отдачу, когда вижу счастливых людей, нашедших своего питомца, котиков, которым мы нашли любящие семьи, радость людей, кому мы помогаем с пристройством их животных. Это дарит заряд энергии. Когда становится очень тяжело и хочется опустить руки, поддержка людей сильно помогает.

Что я посоветую тем, кто хочет открыть свое котокафе:

  • Не ожидайте быстрой отдачи и не настраивайтесь на то, что это бизнес, приносящий колоссальный доход.
  • Открывайте такое заведение, только если вы действительно хотите помогать животным и готовы к трудностям.
  • Внимательно относитесь к выбору помещения. Оно должно быть достаточно просторным, чтобы коты могли уединиться и отдохнуть от людей, иметь хорошее расположение, чтобы вас было видно с улицы и чтобы посетителям было удобно до вас добираться.
  • Найдите ветеринара, которому вы регулярно будете показывать животных. Ведь в кошачьем коллективе могут происходить различные ситуации, а здоровье животных крайне важно.
  • Будьте готовы к сезонности. Летом из-за отпусков, дач и хорошей погоды, манящей провести время на улице, посетителей в котокафе становится меньше. Основной сезон – с сентября по май, когда на улице достаточно прохладно и людям хочется тепла и общения, которое они могут получить от котиков.
Читайте также
Антикейс: как мы продвигали спектакль, потратили 200 тысяч на рекламу и продали 4 билета

Есть ли в России финансово успешные котокафе

Кафе, где можно и чай попить, и с котиками пообщаться, открываются в основном в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Самара, Воронеж, Саратов, Нижний Новгород и другие. В Сочи несколько лет открывались, переезжали с места на место и закрывались несколько котокафе.

Читая истории владельцев «бизнеса на котах», невольно задумываешься: бизнес это или призвание? И больше склоняешься к последнему варианту. О том, что кафе с котиками не самое прибыльное мероприятие, говорили многие владельцы.

– Мы не совсем на нуле, прибыль, конечно же, есть. Но я набрал много долгов и почти все уходит на их погашение. Остается буквально на еду, – отмечает в блоге «Социальное предпринимательство» в «Яндекс.Дзен» основатель сети котокафе «Котики и люди» Владимир Кузин.

Владельцы котокафе в Новосибирске ожидали хорошей прибыли и хотели делать франшизу. Но от идеи пришлось отказаться.

– Люди, которые обращаются за франшизой, хотят удачный бизнес, а это не самое рентабельное дело. Деньги здесь не такие, какие должны быть в предпринимательстве, и сил отнимает кафе немало, – vc.ru передает слова Анны Стародуб, основательницы кафе Murrchim.

Найти статью о котокафе в России как об успешном бизнесе не удалось (но если такое есть, расскажите о нем!), поэтому, как говорят многие владельцы подобных заведений, заниматься этим делом нужно, только если вы любите животных и не рассчитываете на большие деньги.

Сделаем вам стратегию

для сайта или всего бизнеса

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

28 мар 2024
320
Правила сетикета – какие они и почему важны для вашей компании

В виртуальном мире существуют особые правила общения, не соблюдая которые легко навредить своему бизнесу.

28 мар 2024
4 072
Миф про многозадачность: мозг не умеет так работать

Так что работодатели зря пишут про этот навык на HeadHunter. Но способы всё успевать – есть.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!