{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Работать с государством — престижно» и ещё три наблюдения о финских стартапах Статьи редакции

Бонус: небольшой чек-лист для российских компаний, которые решили выходить в Европу.

Ежегодно в Хельсинки проходит Slush — конференция, на которую слетаются стартаперы, инвесторы и журналисты со всего мира. Мероприятие каждый год прибавляет по паре тысяч участников — в этом году конференцию посетили 27 тысяч человек.

Это не рейв, а ИТ-конференция​ Slush

Финский Slush — хорошая возможность не только послушать доклады, но и изучить стартап-культуру соседней страны. Я ехал с другой целью, но на второй день общения со стартаперами и сотрудниками финских акселераторов понял, что главная тема — отличия стартап-индустрий.

Между российскими и финскими предпринимателями много отличий, которые сразу бросаются в глаза.

Финские стартапы не боятся делиться цифрами и инсайтами — даже с потенциальными конкурентами

Наверняка такой подход распространяется не на всю стартап-индустрию, но несколько людей из разных стартапов подтвердили, что относятся к корпоративным секретам снисходительно.

Другими словами, если информация стартапа может быть полезна другому, велика вероятность, что ею поделятся.

Мотивация простая — почему бы не помочь соседу, если знаешь, что рассказанное останется между вами и не скажется на твоём продукте. С высокой вероятностью так и будет: финскому стартаперу нет смысла рисковать своей репутацией и выдавать чужие секреты.

В Финляндии небольшая стартап-тусовка, стать «своим» тяжело, и репутационные оплошности если не ставят крест на стартапере, то точно делают его жизнь тяжелее. Знакомства и связи везде играют важную роль, но в Финляндии они будто бы поставлены во главу угла. Возможно, что-то подобное происходит и в кулуарах российского стартап-рынка, но я не встречал такой открытости.

Работать с государством — престижно

Уровень удовлетворённости социальными институтами. Финляндия — голубая, Россия — оранжевая​ Prosperity Index

И выгодно. В Хельсинки много государственных и окологосударственных организаций, которые снимают с молодых стартапов часть задач. Вот несколько, которые запомнились по встречам и рекомендациям:

  • Гибридный акселератор Университета Альто — находится в кампусе одноимённого университета (там приятно) и помогает всем, кроме финансирования.
  • Helsinki Business Hub — ищет партнёров, офис и сотрудников. Помогает выйти на европейский рынок.
  • Maria 01 — стартап-хаб, который спонсируется городами Хельсинки, Эспоо и Вантаа.
  • GOInternational — финский акселератор, который помогает стартапам выйти на рынки других стран.

В России стартапы, которые работают с государством, часто подвергаются остракизму. Финны относятся к поддержке государства благосклоннее. Что, впрочем, не отменяет одиночных пикетов, которые я регулярно видел возле Эдускунты — здания парламента, которое находится в центре Хельсинки.

Компании сразу ориентируются на мировой рынок

Делать ИТ-продукт, максимальная аудитория которого ограничена 5 млн финнов, невыгодно. Даже несмотря на то, что интернет есть у 94%. То ли дело Россия: 143 млн человек — это мощный рынок для любой компании, даже если интернет есть только у 80%.

Для стартапа масштаб рынка конвертируется в меньшую мотивацию расти и выходить в другие страны. Если для финских стартапов запуск на соседних рынках — необходимость, для российских — возможность.

В 2018 году в финские стартапы инвестировали €479 млн. В российские — €378 млн.

В Финляндии стартапы уже решают проблемы другого порядка

Одним из важных анонсов перед Slush стал запуск приложения My Carbon Action от Enfuce. Оно анализирует траты и привычки пользователя, чтобы показать, как они влияют на углеродный след планеты.

Приложение может рассчитать углеродный след на уровне отдельных продуктов. Затем даёт рекомендации по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Например, оно может предложить пользователю поехать на автобусе вместо машины или не есть мясо в течение недели. Enfuce использует технологии Amazon Web Services и сотрудничает с Mastercard. Пользователи смогут скачать приложение в марте 2020 года.

Другой пример — Spinnova, которая делает целлюлозу из древесной массы и минимизирует количество микропластика и выбросов в атмосферу.

Так выглядит эта целлюлоза

Может показаться, что я вырвал пару стартапов из контекста, но нет:

  • Solar Foods производит белок из солнечного света и воздуха.
  • Entis пытается убедить, что насекомые — белок будущего.
  • Roju делает маркетплейс для аренды всего, чтобы снизить количество предметов, выброшенных на помойку.
  • RePack делает упаковку, которую можно перерабатывать до 20 раз.
  • Sulapac производит замену пластика из деревянной стружки.
  • Rens делает кроссовки из кофе.
А так выглядит порошковый белок, который фактически производится из пустоты

Я столкнулся с большим количеством компаний, которые занимаются проблемами нехватки природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Но дело может быть и в другом: в Финляндии почти нет природных ресурсов, к осознанному отношению к природе здесь пришли гораздо раньше, чем у нас. Это сказывается на приоритетах — если все вокруг сортируют мусор и следят за природой, появляются стартапы, которые решают проблемы этого же порядка.

Чек-лист для российского стартапа, который хочет релоцироваться в Финляндию

Переезжать в Финляндию, чтобы делать проект для финнов, бессмысленно. Маленький рынок не стоит таких усилий. Зато страну можно использовать как трамплин для выхода на европейский рынок.

Жёстких правил для российской компании, которая хочет переехать в Финляндию, нет. Но можно попробовать пройти в программу Startup Permit, которая помогает переехавшим стартапам. В ней есть несколько требований для приёма:

  • Команда с не менее чем двумя основателями.
  • Сформулированный бизнес-план.
  • Не менее 60% компании принадлежит основателям.
  • Доступ к ресурсам, которые позволят компании существовать первое время.

Первый этап довольно прост: нужно заполнить бизнес-план по шаблону и подать заявку.

А потом напишите в комментариях, если решились — обсудим.

0
4 комментария
Яков Сомов

Остракизму? Да автор прямо разговаривает на одном языке со стартаперами. 

Ответить
Развернуть ветку
Саша Мураховский
Автор

εὐχαριστέω!

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Уважаемый автор!
Возьмите меня с собой в Финляндию!
(шутка)
Написал вам в ВК сообщение.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

 Проще пареной репы.
Выбирайте в чем специалист
https://www.toughbyte.com/developers
В течении 2 месяцев все вопросы решаться и в феврале будете работать и жить там.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда