Сарафанное радио возвращается. Тренды каналов коммуникации в области строительства и инженерной техники

​​Агентство Идеи&Решения провело исследование коммуникаций в сфере строительства и инженерной техники, и выяснило последние тренды в этой сфере. Сарафанное радио вновь стало самым влиятельным каналом коммуникации, в два раза вырос интерес к YouTube, а в топе блогов лидирует канал Алексея Земскова.

Общие тенденции

Исследователи опросили 1 012 конечных пользователей и 446 строителей, монтажников, инженеров и архитекторов из 16 городов-миллионников России.

Самыми влиятельными каналами коммуникации для массового потребителя стали сарафанное радио (79 %), телевидение (70 %), социальные сети (63 %).

С весны 2020 года интерес к строительству и инженерии со стороны потребителей увеличился, что отразилось в повышении рейтинга почти всех каналов коммуникации. После двухлетней стагнации возобновился рост аудитории социальных сетей — во время пандемии внимание к ним выросло на ⅓.

По сравнению с февралем 2020 года в два раза увеличился интерес к YouTube. По результатам исследования, примерно 35 % опрошенных являются одновременно активными пользователями двух каналов — YouTube и телевидения.

YouTube

Треть просмотров на YouTube занимает контент блогеров, остальное делят между собой корпоративные каналы, СМИ, поисковые запросы и иное (прежде всего видео, рекомендованное к просмотру самой платформой). Лидером в обоих сегментах остаётся канал Алексея Земскова (3,26 % в B2B и 2,15 % в B2C). Сейчас он насчитывает 1,39 млн подписчиков. У следующих за ним каналов «Ремонт квартиры своими руками» и «Ремонт и отделка» – 598 тысяч и 761 тысяча подписчиков соответственно.

Конкуренция блогеров за аудиторию становится всё жестче. При этом растут специализация и профессиональный уровень лидеров мнений. Количество блогеров на YouTube по сравнению с прошлым годом выросло в два раза в B2C-сегменте и в полтора раза в B2B.

Доля YouTube в числе каналов коммуникации в B2B- и B2C-сегментах увеличилась в два раза (49,3 и 43,4 % соответственно). При этом общая доля блогеров по сравнению с прошлым годом не выросла (25,6 и 24 % соответственно). Социальные сети вошли в топ-3 каналов коммуникации, уступив место word-of-mouth и TV.

Сарафанное радио

Недооценённое маркетологами сарафанное радио снижалось в 2017–2019 годах в рейтингах по значимости, но сейчас вернулось на первое место. Интернет-магазины как канал коммуникации также набирают обороты (62 %).

«Многие потребители узнают о новинках не из передач на ТВ или на строительных порталах, а прямо на сайте Leroy Merlin. И очевидным такое потребительское поведение стало около пяти лет назад. Однако более 90 % брендов не ведут системную работу по насыщению интернет-магазинов PR-контентом. Некоторые каналы коммуникаций, которые входят в топ-10 сегодня, в действиях маркетологов находят отражение лишь через несколько лет» – комментирует управляющий партнёр агентства Идеи&Решения Сергей Пархоменко.

Для рынка конечных покупателей самым авторитетным является мнение друзей (30, 1%), родственников (22,3 %) и знакомых (20, 6%). Доверие к рекомендациям специалистов выросло с 16 до 22,8 %. По словам Сергея Пархоменко, тенденция к росту важности профессионалов наблюдается более трёх лет подряд.

 

На рынке B2B-услуг основной источник советов — специалисты (46,3 %). Из них на первом месте находятся рекомендации коллег, на втором — продавцов сетевых магазинов, на третьем — руководства, на четвёртом — торговых представителей. Советы проектировщиков и конструкторов снизили актуальность и спустились на пятое место в рейтинге доверия к специалистам.

Об авторе: Анастасия Комякова, PR-менеджер агентства Идеи&Решения