У «Билайна» первый ребрендинг за 16 лет, «Мегафон» может вернуться на биржу и чинит философию

Источники рассказали РБК, что "Вымпелком" готовится обновить визуальное сопровождение и позиционирование бренда "Билайн".

новый логотип будет представлен на этой неделе, 14 октября. В приглашении, которое получил корреспондент РБК от компании на это мероприятие, название бренда теперь написано с маленькой буквы, приведена часть желто-черного логотипа в виде сферы. Кроме обновления визуальной части, оператор запустит новые тарифы и объявит об изменениях в каналах продаж, но детали источник РБК не сообщил. Представитель «ВымпелКома» отказался комментировать эту информацию.

«В прошлом году пришла новая команда (в апреле 2020 года компанию возглавил Александр Торбахов, сменились еще несколько топ-менеджеров. — РБК), к концу года у нее получилось остановить падение абонентской базы, а в этом году компания начала восстанавливать позиции на рынке. В последний раз «Билайн» менял бренд еще в 2005 году, не думаю, что оператор откажется от желто-черной гаммы, но слоганы необходимо было освежить», сказал изданию мобильный аналитик Эльдар Муртазин.

Предыдущий ребрендинг имел место в 2005 году - бело-синяя расцветка с пчелой в логотипе сменилась на чёрно-жёлтые полосы. В TNS подсчитали, что после этого количество лояльных абонентов выросло с 22% до 31%. Тогда же появился слоган "Живи на яркой стороне".

Тому же РБК дал первое интервью новый глава "Мегафона", назначенный в июле Хачатур Помбухчан. По его словам, в начале процесса общения с акционерами он предложил улучшить в компании в первую очередь "культуру и философию". С философской точки зрения "Мегафон" к тому моменту утратил стремление к лидерству и сфокусировался на решении "краткосрочных сиюминутных задач", а это нежизнеспособная философия, вредящая бизнесу.

Компании на рынке операторов сотовой связи борются не столько за долю рынка, который уже поделён. Для "Мегафона" ключевые метрики - количество абонентов постоянного потребления, P&L (разница между прибылью и затратами), Lifetime value (выручка, которую компания получает с одного клиента за все время сотрудничества с ним). Количество продаваемых сим-карт сейчас растёт в основном за счёт умных устройств.

Для построения экосистемы у "Мегафона" всё есть, но для нового руководителя приоритетным является построение "качественного телеком-бизнеса, хорошо операционно управляемого". Супераппам он предпочитает "суперсервис":

"Суть такая: начни базовую услугу делать лучше, чем любой другой игрок на рынке, и ты получишь основу для долгосрочных отношений с клиентами. Когда ты делаешь миллион вещей, в миллионе из которых ничего не понимаешь, результат не превзойдет ожидания. Суперсервис — это то, что полностью закрывает твою потребность в какой-то нише и не формирует у тебя желания где-то еще эту потребность удовлетворить. Когда в каждой точке контакта ты лучше твоего конкурента, можешь считать, что у тебя суперсервис. Если ты в каждой точке контакта такой же, как конкурент, никакого суперсервиса на рынке нет".

Для обеспечения качественной передачи данных как суперсервиса "Мегафону" понадобятся сети 5G, так как объем потребления данных абонентами стремительно растёт, население в городах уплотняется, сотовым операторам начинает не хватать инфраструктуры. Увеличивать количество базовых станций дорого, к тому же, в определенный момент это теряет эффективность. В целом, российский рынок сотовой связи не выживет без сосредоточения башенной инфраструктуры у одного игрока, не зависящего от операторов.

Помбухчан рассказал о разнице подходов акционеров в "Магните" и "Мегафоне":

"У меня здесь новый опыт с акционерами. Если предыдущий мой акционер (бывший владелец «Магнита» Сергей Галицкий. — РБК) был глубоко в операционных деталях, очень четко понимал, на каких предпосылках должен строиться бизнес, и следил, чтобы никто, не дай бог, свою предпосылочку не вставил, — все занимались только качественной реализацией, то здесь уровень отношения акционеров совсем другой. Это очень глубокое понимание подходов к управлению бизнесом. Мне никто не формулирует конкретный план на сегодня, завтра и на месяц вперед. От меня ждут четкого понимания, что происходит с бизнесом сейчас и что должно происходить. Мое понимание должно быть близко акционерам, но реализация этой дороги — на мое усмотрение".

Возвращение на биржу после делистинга с лондонской площадки в 2018 году является "гипотетической возможностью, заложенной в финансовом плане". В нём же описаны главные риски - пандемия и изменения в законодательстве