{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Конкуренция небольшая, но и денег пока немного: исследование рынка стартапов HR-tech в России Статьи редакции

Интерес к таким технологиям со стороны бизнеса растёт, но компании часто предпочитают покупать решения корпораций или создавать свои.

За январь-август 2021 года 11 российских стартапов в сфере HR-tech привлекли $26,12 млн инвестиций против $2,82 млн годом ранее. При этом в 2018 году общий объём инвестиций составил $27 млн, а в 2019-м — $9 млн.

В 2021 году на такие сделки пришлось 3,05% от общего объёма инвестиций и 8,94% от общего количества сделок в России.

Динамика инвестиций в подобные стартапы в мире Данные Сrunchbase

Об этом говорится в исследовании инвестфонда HR&ED-tech (есть у vc.ru), который вместе с партнёрами опросил предпринимателей, руководителей отедлов кадров и инвесторов и собрал данные из Yandex Wordstat, Statista и других источников за 2020-2021 годы.

Несмотря на небольшой объём сделок интерес к таким технологиям растёт, отмечают исследователи. За первые шесть месяцев 2021 года количество поисковых запросов «HR-платформа» выросло год к году на 243%, «автоматизация HR» — на 69%, «автоматизация HR-процессов» — на 57%, «HR-tech» — на 41%, «talent management» — на 34% и так далее.

С чем мы сталкиваемся: на фоне «соседнего» EdTech HR-tech вообще по сути отсутствует, а тот, который есть: а) почти всегда без tech, а только HR, б) в первую очередь вокруг рекрутинга (что понятно на фоне ситуации с бешеным спросом на программистов/инженеров и гонкой зарплат).

Опять же, HR, с одной стороны, интересуется HR tech-решениями, но пока бюджеты по большей части распределяются в тот же рекрутинг и на курсы/другое обучение/тренинги — то есть, на EdTech. Но лучик света есть, конечно — и это пандемия.

Дмитрий Фалалеев, основатель образовательного стартапа U Skillz

Какие продукты покупают и разрабатывают компании в этой области

Исследователи спросили у руководителей отделов кадров малого, среднего и крупного бизнеса из ИТ-сферы, финансов, девелопмента, тяжелой промышленности и других о том, решения из каких сфер компания покупала или разрабатывала в 2020-2021 годы.

Чаще всего российские компании покупают решения корпораций, а не стартапов: например, для привлечения сотрудников (агрегаторы вакансий, маркетплейсы) и автоматизации процессов. Для оценки навыков и онбординга, управления вознаграждением, продукты для «благополучия сотрудников» компании в большинстве разрабатывают сами.

Динамика объёма ниш среди стартапов в мире Интервью с экспертами рынка, Technavio, MarketsandMarkets, PR Newswire, Business Wire, Maximize Market Research, Open PR, ZION Market Research, Verified Market Research и другие

Ещё 70% опрошенных не планируют покупать или разрабатывать сервисы для корпоративной работы, обучения, агрегаторы вакансий, продукты для управления вознаграждением или автоматизацией процессов.

Если у компаний есть такие планы, они готовы рассмотреть как покупку, так и собственную разработку: ответы разделились примерно поровну, кроме продуктов для автоматизации процессов (купить готовы 65%), обучения сотрудников (71%) и управления зарплатами и льготами (69%).

В российском HR-tech есть свои плюсы и свои минусы для самих стартапов.

Плюсы: В России практически отсутствуют западные игроки (за исключением гигантов вроде SAP), которые могли бы составить конкуренцию локальным решениям. Причин отсутствия много — например, относительно маленький рынок и пресловутый закон о персональных данных.

На российском рынке в большинстве сегментов очень маленький выбор качественных решений — а значит, маленькая конкуренция (отчасти из-за первого пункта). Это дает огромное количество возможностей: практически в каждый сегмент можно относительно безболезненно зайти и стать заметным игроком за относительно короткий срок.

Минусы: Зачастую на рынке сложно найти так называемых Early Adopters продукта. На западе, как правило, компании, готовые к быстрым экспериментам с новыми решениями, находятся в сегменте Tech SMB (небольшие технологические компании). В России же таких очень мало. И денег у них в основном немного. Поэтому часто изначально приходится ориентироваться на Enterprise, что несет за собой потерю скорости, юридические и прочие трудности при выходе на рынок.

В индустрии очень мало сделок, мало денег и мало игроков, которые готовы инвестировать и/или покупать HR-tech стартапы. Да, это все можно объяснить размером рынка и прочими факторами, но факт остается фактом.

Кирилл Николаев, сооснователь стартапов Potok и основатель «Подбор»
0
16 комментариев
Написать комментарий...
Когда-то был

В России вообще нет HR, одни кадровики

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

Неужели так сильно hr-девочки обидели впечатлительного и ранимого it-мальчика?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Для чего они нужны? Вот такие лоты с ними обсуждать?

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

Они нужны, чтобы отсеять явных неадекватов - это раз
И чтобы задать вопросы по тупейшему скрининг тесту (а ля назовите уровни изоляции транзакций и чем value type отличается от reference type)
Для этого достаточно немного iq и немного эмоционального интеллекта
Естественно они могут быть предвзяты к вашей фотографии, вашей фамилии, тону беседы итд

Но они экономят дорогущее время тим-лидов, чтоб те не общались целый день с непризнанными гениями, а занимались непосредственными своими обязанностями

Чьё-то резюме незаслуженно улетит в корзину на данном этапе, да...
ну что ж, у вас на выбор ещё несколько компаний
кто сказал, что жизнь будет всегда справедилва?

Понторез, который с порога заявляет, что с хрюшами общаться не будет, подавайте ему сразу тимлида или CEO, является явным неадекватом и токсиком

Ваш Капитан Очевидность

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин
подавайте ему сразу тимлида или CEO, является явным неадекватом и токсиком

Для чего нужны все эти люди? Открыть на собесе flippa.com и обсуждать с ними лоты или учение Романа Пузата?

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

дядь ты явно бредишь...
либо являешься нейросеткой

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Тот факт, что сайты и приложения приносят доход прямо пропорциональный их пользовательской базе уже бред? Мне кажется бред это вот такие ценники на проекты.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков

Нет HR, есть HH.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Да, я что-то тоже не понял. Технологиями добиваются того, что перестанут предлагать вакансии Lead кандидатам-джуниорам? JavaScript — разработчикам на Java?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

Вот-вот, я не hr, но когда читаю описания стартапов, ощущения, что они никакой реальной проблемы не решают. Всё можно сделать в программах общего назначения

Ответить
Развернуть ветку
Илья Греднев

Тема затронута интересная, но очень мало информации, ссылок на проекты.
Давно мечтаю сам настроить на базе CRM План фикс хороших функционал для работы с кандидатами, но руки не доходят, да и задачи эпизодически с кадрами возникают.
По публикации очень много вопросов:
1. Кто и что делает?
2. Какой функционал программ?
3. Стоимость и тд

Ответить
Развернуть ветку
Andrew van de Kamp

Я так понял, что есть некий отчёт по рынку (есть у редакции vc), но он видимо немалых денег стоит, поэтому инфу из него мы вам не покажем. «Покупайте и читайте»

Ответить
Развернуть ветку
tatonimus

Мы вместо CRM используем багтрекер Youtrack с канбан доской для кандидатов. Настройка заняла минут 30.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

В этой сфере денег нет. Только если автоматизация массового подбора.

Ответить
Развернуть ветку
Цимерманн

Неожиданно. Почему нет?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

А на что может быть спрос?

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда