Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
15 наивных вопросов о брендинге, айдентике и фирменном стиле Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Брендинг и айдентика – разные вещи. Не всем компаниям нужен фирменный стиль. Иногда дешевле отрисовать свой шрифт, чем покупать готовый.

Расшифровка этих и еще многих инсайтов – в разговоре со Святославом Грошевым, арт-директором TexTerra.

1. Брендинг, фирменный стиль, айдентика – в чем разница?

Фирменный стиль – это всегда часть бренда. Его мы делаем, когда у компании нет почти ничего, что визуально определяет ее, максимум – есть логотип. Но когда компания растет, логотипом обойтись уже нельзя: бизнесу нужен собственный визуальный код.

Фирменный стиль – это тот визуальный код, который прежде всего ассоциируется с брендом: цвет, шрифт, формы, паттерны. Если мы возьмем, скажем, «МегаФон», то сразу вспоминаем круги, билайн – специфические черно-желтые полоски… нет, мы не ошиблись в написании: теперь «Билайн» пишется как билайн – компания недавно провела ребрендинг.

Айдентика нужна, когда у компании уже есть фирменный стиль. Это история про то, как фирстиль будет ложиться на носители. Скажем, приходит к нам заказчик-стартап, мы разрабатываем графику, шрифт, логотип... и вот с этим надо что-то делать: нужны продукты, на которые элементы можно нанести.

Например, мы недавно делали айдентику для компании ROLL TO GO – и сразу показали, как она будет выглядеть на разных носителях:

Фирменный стиль и айдентика для стартапа с быстрым питанием
Айдентика для стартапа с быстрым питанием: визитки и приложение
Айдентика для стартапа с быстрым питанием: уличные баннеры

Мы сделали фирменный стиль для стартапа с быстрым питанием – в неярких, но «вкусных» цветах, которые напоминают про зелень и соус

Брендинг, в отличие от айдентики, – это процесс формирования имиджа бренда. Пример структуры брендинга:

  • нейминг, разработка названия;
  • выявление ценности в глазах потребителя (позиционирование);
  • определение отличий, которые позволяют отстраиваться от конкурентов и удовлетворять потребности покупателей;
  • продвижение и популяризация бренда.
Разработаем вам фирменный стиль
Подробнее

2. Из чего состоит фирменный стиль?

  • Это логотип, использование его на разных фактурах, охранное поле (свободное пространство вокруг логотипа, в котором не должно быть никаких элементов дизайна, текста и т. д.);
  • цветовая палитра, которая коррелирует с лого: основные и дополнительные цвета, которые можно использовать как акцентные или главные, но на других носителях;
  • типографика – несколько вариантов, например, для разных семейств шрифтов, или для одного, но для разных элементов: заголовков, основного текста, цитат и так далее;
  • графические элементы, которые могут проходить красной нитью по всему фирменному стилю (например, один и тот же контур создает рамки вокруг текста);
  • дополнительная графика – паттерны, в том числе те, которые могут использоваться с ограничениями, то есть не повсюду на носителях, а на каком-то одном.

3. Фирменный стиль нужен каждому бренду?

Если бизнес крупный, набирает обороты, и у него есть конкуренты, без фирменного стиля не обойтись. Как минимум нужны «свои» цвета – то, что заседает у аудитории в памяти в первую очередь; все крупные бренды – это ассоциация, прежде всего, с цветом.

Помимо цвета, также можно отметить фирменные знаки или образы. У OZON – летающая тарелка, у «Додо Пиццы» – птичка додо, у «Яндекса» – узнаваемая первая буква, у «Сбера» – галочка. А недавно фирменный знак поменяла сеть ресторанов «Якитория»: традиционную крышу иримоя-дзукури заменила цапля… в образе которой также можно разглядеть руку, держащую хаси (палочки для еды).

Сейчас бренды стараются использовать образы и иконки, которые аудитория быстро считывает и сохраняет в подсознании.

4. Когда компании нужен ребрендинг?

У нас есть клиент – бизнес в сфере бьюти. Он продвигается в основном в соцсетях, и для него визуал устаревает за 2–3 месяца. Крупный завод, напротив, может «жить» с одним и тем же брендингом десятки лет.

Радикальная смена визуального кода – это, в некотором смысле, риск для бренда. Но «крупняки» могут себе такое позволить: у них есть средства, чтобы широко анонсировать кампанию по ребрендингу и сделать так, чтобы новая айдентика не осталась незамеченной.

Бывает, основной элемент фирменного стиля просто вышел из моды и начал вызывать отторжение. Например, сейчас мы делаем ребрендинг для нашего онлайн-университета TeachLine. Три года назад, когда ребята открывались, только-только пошла мода на античные статуи. Мы были одними из первых, кто подхватил тренд, но сейчас жить с этим уже нельзя, поэтому мы готовим новую концепцию.

Бывает локальный ребрендинг: когда необходимо сделать ребрендинг точек только офлайн-продаж, обновить дизайн помещения, изменить восприятие бренда непосредственно в живом контакте с аудиторией.

Также ребрендинги бывают внутри подразделений или продуктов компании: например, когда одна из товарных линеек изменяет дизайн, чтобы подстроиться под тренды. Свежий пример: недавно выстрелил сериал «Игра в кальмара». Значки, которые носили на масках охранники, теперь можно встретить повсюду – и бренды, конечно, не упустили шанс хайпануть на этой волне:

5. Зачем бизнесу ребрендинг, если предыдущий дизайн не такой устаревший?

Если не рассматривать ситуации, когда компания осознанно хочет перестать ассоциироваться с предыдущим названием (обычно это какие-то не очень хорошие истории), то, как правило, причина – или расширение бренда, когда нужно визуально разделить направления для разных аудиторий, или ситуация, когда часть компании хочет отделиться и работать самостоятельно.

Когда стиль не устарел морально и у компании нет серьезных репутационных проблем, дизайн все-таки лучше не менять радикально. Вот если метрики проседают, и есть подозрение, что ребрендинг может что-то поправить (бывает такое), тогда да, можно осторожно поиграться с этим.

Читайте также
Что такое ребрендинг и 12 причин отказаться от старого логотипа

6. А бывает «нешоковый» ребрендинг? Как освежить дизайн, чтобы его не перестали узнавать потребители?

Добавить графические элементы – не исключить старые, а именно добавить! – видоизменить формы, скруглить края, заменить типографику. Например, сделать шрифты не с острыми углами, а с плавными, заменить фотоматериалы.

Пример «нешокового» ребрендинга для технопарка «Физтехпарк» от специалистов TexTerra. На основе имевшегося логотипа и шрифта разработали сувенирную продукцию с использованием графических элементов из лого

Обычно такие изменения не анонсируют, и пользователи могут заметить их не сразу – но такая последовательная работа в ряде случаев полезна. Как правило, это делается просто для исправления недочетов дизайна.

7. Как вы исследуете аудиторию клиента перед тем, как предложить решение?

У нас есть услуга – построение платформы бренда. И аудиторию клиента мы исследуем как раз в рамках такой услуги: собираем боли и потребности, делаем портреты отдельных сегментов, показываем все в диаграммах. Кроме того, итоговый документ включает анализ сильных сторон бренда, его ценности, карту восприятия бренда в сравнении с конкурентами. Оценивается tone of voice, разрабатывается концепция позиционирования, анализируется цветовое поле конкурентов.

Помимо этого мы анализируем работу конкурентов и брендов из принципиально других ниш, ищем актуальные и перспективные решения в дизайне и позиционировании, а потом часть из них предлагаем внедрить. В некоторых случаях можно рассматривать хайповые решения – все по согласию с клиентом, конечно, и в случае, если это подходит бизнесу.

8. Зачем нужен бриф?

Он помогает выяснить основной посыл, который мы должны донести до аудитории через дизайн, понять, чего ожидает клиент. Для этого просим показать чужие решения, которые кажутся удачными или не очень. С брифом тесно работает вся команда – менеджеры, разработчики, дизайнеры и даже отдел продаж: благодаря этому документу сейлзы понимают, какие вопросы требуют большего внимания и обсуждения, а на какие вопросы еще необходимо получить ответы.

9. Где брать референсы и следить за трендами?

Если клиент знает, чего хочет, то референсы зачастую предлагает он. Мы со своей стороны оцениваем их уместность и соответствие задаче клиента. Например, недавно одна из компаний хотела сайт-одностраничник с использованием мемов – от такого, конечно, мы отговариваем и предлагаем другие варианты. Если клиент не знает, чего хочет, ищем референсы на Behance, Pinterest, Dribbble. Плюс, когда ты в этой среде, ты в целом видишь, какие тренды появляются, какие отсеиваются.

Еще мне очень нравится браузерное расширение Muzli Design Inspiration, которое подтягивает разные интересные обновления с упомянутых выше сервисов.

10. Зачем бренду свои шрифты, если многие из них обычный пользователь друг от друга не отличит?

Политика использования шрифтов выстроена так, что ты покупаешь шрифт и платишь определенную сумму в зависимости от посещаемости сайта. Чем она больше, тем выше цена.

Для крупного бренда с востребованным сайтом отрисовка шрифта – вопрос экономии. Ему проще сделать свой шрифт один раз и больше никому не платить, потому что шрифт – это интеллектуальная собственность разработчиков (в данном случае того, кто разработчику заплатил). Кстати, шрифтов, которые используются для обычного текста, гораздо больше, чем «красивых» для заголовков и логотипов, – так что на них как раз можно не тратиться.

Читайте также
Топ-21 актуальных в 2021 году шрифтов для сайта

11. Вы тестируете дизайн на фокус-группах, прежде чем показать клиенту?

Да. Фокус-группы подбираются в зависимости от портрета целевой аудитории – стараемся, чтобы они максимально совпадали. Три основных источника фокус-групп – коллеги и их связи, контакты клиента, фокус-группы из интернета.

Обычно состав и критерии поиска такой аудитории согласовываем на старте проекта. Если это, например, люди, владеющие конкретным продуктом бренда, поиски могут потребовать времени и дополнительного бюджета – и это надо учесть как можно раньше.

12. Вы даете заказчику выбрать между какими-то вариантами?

Зависит от договора. По умолчанию мы предлагаем две концепции лого, две концепции фирстиля и две итерации правок. То есть клиент может получить, по факту, три варианта лого и три концепции фирменного стиля.

13. Какие ниши сложнее всего для брендинга?

Здесь больше зависит от клиента.

Например, магазин одежды – история творческая, но клиент – консерватор, и ему не предложишь ничего особенного. А какая-нибудь инжиниринговая компания может захотеть выделиться любой ценой.

Читайте также
Что нужно знать про фирменный стиль, прежде чем его заказывать

14. Как понять, что фирстиль получился крутой?

Это можно оценить только через какое-то время. То есть визуально фирменный стиль может выглядеть очень круто – но насколько он жизнеспособен, можно понять, только протестировав его в реальных условиях.

Поэтому мы связываемся с клиентами через некоторое время и спрашиваем, как дела. Обычно клиент использует наши наработки, и у него все хорошо. Редко, но бывает, что говорят: «Вот этот элемент мы не смогли задействовать потому-то». Это мы всегда берем на заметку.

15. Самые распространенные ошибки в брендинге?

Когда бездумно идут на поводу у моды – потому что сегодня есть какой-то тренд, а завтра он всем уже надоест.

Когда принятие решения остается за несколькими лицами – процесс при этом очень растягивается. Если нет явного лидера и одно решение должны принять 3-5 человек с разными вкусами и жизненными целями, из этого ничего хорошего не выйдет.

Но главная – когда не попадают в целевую аудиторию.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

28 мар 2024
220
Правила сетикета – какие они и почему важны для вашей компании

В виртуальном мире существуют особые правила общения, не соблюдая которые легко навредить своему бизнесу.

28 мар 2024
4 038
Миф про многозадачность: мозг не умеет так работать

Так что работодатели зря пишут про этот навык на HeadHunter. Но способы всё успевать – есть.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!