{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как работают «агрегаторы» курьеров: на примере европейского сервиса доставки Just Eat Статьи редакции

Курьеры устраиваются не напрямую в компанию, а в агентства, с которыми сервисы сотрудничают. По мнению экспертов, так фирмы хотят снять с себя ответственность в случае проблем. А самим курьерам, похоже, всё равно — им главное получать удобные заказы и зарплату.

Пересказ материала Wired.

Британский сервис доставки еды Just Eat обещает курьерам привлекательные условия работы: гарантированную почасовую ставку, отчисления в пенсионный фонд, оплачиваемые праздничные дни и больничные.

Однако устроившийся туда Джейк Томас обнаружил, что в трудовом договоре работодателем значится не Just Eat, а нидерландское кадровое агентство Randstad.

В 2020 году сервис начал отказываться от работы с независимыми подрядчиками и постепенно переходить на модель найма Scoober — когда сотрудникам предлагают гарантированную оплату в случае простоя, предоставляют больничные и оплачиваемые отпуска, но не дают всех положенных штатным работникам льгот.

Первые шесть месяцев условия удовлетворяли Томаса: среди прочего компания гарантировала минимальную почасовую оплату в $14 даже в случае отсутствия заказов.

Но позже он столкнулся с проблемами: сначала не смог получить деньги за больничный — Randstad выплачивает их только если сотрудник берёт его более чем на семь дней подряд. Затем исчез полноценный свободный график, курьеров обязали отрабатывать как минимум 50% своих часов именно в пятницу, субботу и воскресенье.

По мнению Томаса, система Scoober только ухудшила условия: в случае технических заминок, неправильных выплат или ошибок в подсчёте отработанных часов невозможно добиться ответа ни от самой Just Eat, ни от агентства. Размытые формулировки в договоре позволяют им бесконечно перекладывать ответственность друг на друга.

Отвечая на недовольства курьеров, операционный директор Randstad в Великобритании Рэйчел Лэнгтон и управляющий директор Just Eat Эндрю Кенни говорят примерно одно и то же: новая гибридная система — идеальный баланс гибкого графика и гарантированной минимальной зарплаты.

Курьерский центр Just Eat

Новую трудовую модель стали создавать из-за поправок в британское законодательство — они возлагали новые обязательства на компании, предоставляющие подработку без полноценного найма и социальных гарантий, пишет Wired. Вдобавок индустрия доставки еды привлекла около $14 млрд инвестиций с начала пандемии Covid-19, что увеличило спрос на курьеров.

Агентства вроде Randstad позволили фирмам передать на аутсорс работу с бухгалтерией и наём персонала и так исключить юридические риски. По мнению экспертов, знакомых с принципами работы агрегаторов, сдвиг в сторону аутсорсинга нужен именно последним — чтобы защититься от судебных исков и нежелательного внимания прессы.

Благодаря субконтрактингу большим организациям не нужно разбираться с проблемами, связанными с условиями труда. При любых претензиях в свою сторону они всегда могут сослаться на компанию-подрядчика.

Мэтт Коул, исследователь из Оксфордского университета

Но Коул всё-таки считает, что переход к такой системе — шаг в правильном направлении. По его мнению, работникам отрасли предстоит борьба за свои права, так как условия работы в ней ещё далеки от общепринятых трудовых стандартов.

Субконтрактинг и репутационные риски

Один из партнёров Just Eat — агентство Stuart, до сих пор платит большинству курьеров только за выполненные заказы. Поначалу это всех устраивало, но в декабре 2021 года компания попыталась снизить плату за заказ с $6 до $4,6, что привело к забастовке курьеров в британском Шеффилде.

После этого профсоюз независимых работников Великобритании IWGB потребовал увеличить оплату за заказ до $8,2 и выдавать бонусы за расстояние и ожидание в ресторане. Курьеры сервиса жалуются, что из-за большой конкуренции заказы в Just Eat можно ждать до 20 минут — по этой причине им приходится работать с другими агрегаторами.

Протестующие курьеры в Шеффилде

По словам руководителя британского подразделения Stuart Брендана Хэмила, фирма серьёзно относится к претензиям сотрудников — с самого начала забастовки она проводит регулярные собрания с протестующими. Хэмил утверждает, что компания как никогда настроена на улучшение условий труда и финансовой стабильности своих курьеров.

Забастовки получили слабую огласку — это демонстрирует главную причину сотрудничества компаний с кадровыми агентствами. Медиа оставили Just Eat в стороне, сфокусировав внимание на Stuart. Именно на это и был расчёт, считает руководитель издания Gig Economy Project Бен Рэй.

По мнению главы профсоюза IWGB Алекса Маршалла, разделение курьеров по типу занятости необходимо, потому что компании могут хвалиться набором в штат, но при этом пользоваться независимыми подрядчиками без льгот.

Работа с такими сотрудниками уже становилась предметом судебных разбирательств. Если субконтрактинг станет таким же популярным, он может попасть в поле зрения правительства и спровоцировать появление новых законов для его регулирования, пишет издание.

«Но, честно говоря, курьеров не особо волнует аутсорсинг, — говорит Маршалл. — Самое главное для них — это зарплата и удобные заказы».

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Антон Большаков

Не показывайте это яндексу 🤣

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Горниенко

Яндекс давно так работает. И с таксистами и с курьерами.
Просто накладываются национальные особенности - так как крупных "агрегаторов работников" у нас так и не появилось, то пришлось создавать массу мелких прокладок "партнеров"

Ответить
Развернуть ветку
Лев Зайцев

Плюсую)

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

У Яндекcа +/- то же самое.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Уже поздно, они еще пару лет назад передрали эту тактику.

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Курьеров дрючить - не дело, но тут курьеры что-то границу адекватности переходят с "хочу получать как хорошо оплачиваемый штатный сотрудник, но выходить работать когда хочу" + "потребовал выдавать бонусы за расстояние и ожидание в ресторане" - а за каждый чих типа "взял пакет", "положил пакет в сумку" и т.п. они не хотят бонусов?

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

А главное хочет ли клиент, которого периодически крючит даже от "повышенного спроса" за это все платить?

Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов

Поясните: на фоне макдака плакат, написано Solidarity, ну это понятно, это для самых объективных в мире СМИ, дальше строчка на арабском, а на каком языке нижняя? В курьеры нанимают клингонцев или дренеев?

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

В рамках страны курьер - никто, пыль от жерновов капитала.
Курьер физически здоровый, молодой человек, который мог бы работать на заводах, строить параходы, но в итоге он мало того что прожигает свою жизнь, он не двигает страну вперед.
После труда условного Маджамбека ни в РФ ни на его родине нихера не останется. А вот если бы он собирал например ЖД вагоны или оборудование, то даже после его смерти это оборудование могло бы приносить стране пользу.
Сейчас ситуация такая, что капитализму выгодны мигранты, считай рабы, они бы и из граждан рабов сделали, но таких дельцов вешали на столбах и сажали на кол. Но при критической массе мигрантов такое вполне может быть, но на короткий век капиталистов - хватит.

В данном случае капиталист наводняет страну нелегалами или полунелегалами, т.к. образом берет кредит у общества, а возвращать этот кредит придется совсем другим людям.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Да только ЧВК - считай цепной пес, тоже кушать хочет и его надо с чего-то кормить, если у страны нет доходов с ресурсов это будет сделать очень тяжело.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Класс!Молодцы.Работа в Британии а претензии в Нидерланды.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Морозов

Вот тебе и Европа)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Svarzina

"самим курьерам, похоже, все равно", ну да, лишь после нескольких лет такой работы они заработают инвалидность, будет не все равно. Айтишники такие айтишники, сами вы нелюди

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда