Оглавление

  • Поведение пользователей
  • Внешние факторы
  • Как измерить
  • Как улучшить
  • Внешние факторы, которые мы не измерим никогда
  • Внутренние факторы
  • Что анализировать
  • Как улучшить
  • ПФ сайтов-конкурентов
  • Внутренние ПФ конкурентов
  • Внешние ПФ конкурентов
  • Накрутка ПФ
  • Почему не накручиваем
  • Как можно накручивать
  • Выводы
  • Чек-лист ПФ на сайте
  • Прикольные инструменты

Поведение пользователей

Поведение пользователей при серфинге и на сайте складывается в термин «поведенческие факторы» (ПФ). Эти факторы влияют на ранжирование сайта в поисковых системах. 

Грамотная работа по улучшению поведенческих может дать рост трафика и позиций в выдаче. Но переоптимизация, некачественная работа и внедрение фишек просто ради наличия — все это может привести к потере и трафика, и позиций. Поэтому нужно подходить с умом и аналитикой ко всем задачам. 

Здесь — эксперименты, которые демонстрируют, как пользовательское поведение влияет на ранжирование.

Выделяют внешние, внутренние и хостовые поведенческие факторы. Внешние подразумевают то, как пользователь ведет себя в SERP, внутренние — поведение пользователя на сайте, хостовые — общие факторы.

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Внешние факторы

Как измерить

С трудом. Но примерно так: смотрим CTR на выдаче и его динамику в периодах. Если динамика отрицательная, значит, ставим целью улучшить представление сайта на выдаче. Узнать CTR можно в «Яндекс.Вебмастере» и Google Search Console. 

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 1. Отчет «Статистика поисковых запросов» в «Яндекс.Вебмастере»

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 2. Отчет «Эффективность» в Google Search Console

Как улучшить

Чтобы повлиять на внешние поведенческие факторы, нужно улучшить CTR сайта. Для этого работаем со сниппетами страниц. 

Рекомендации для оптимизации сниппета в SERP: 

  • внедрение структурированных данных, 
  • подключение чата на выдаче, 
  • регистрация в «Яндекс.Справочнике», 
  • использование графических символов и эмоджи. 

Подробнее о том, как оптимизировать сниппет и поднять CTR.

Внешние факторы, которые мы не измерим никогда

1. Возврат в выдачу. 

Факт перехода пользователя с сайта в выдачу. Для ПС означает, что пользователь не нашел нужную информацию и пытается найти ее у ваших конкурентов. Метрика влияет на учет поведенческих факторов и ранжирование страницы, но недоступна для веб-мастеров.

2. Переход в другую поисковую систему. 

Если пользователь ничего не нашел в результатах поиска, то он может поискать в другой системе.

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 3. Ссылки на поиск в других системах работают с сохранением поискового запроса

3. Длина клика. 

Это то же время, проведенное на сайте, но с точки зрения поисковой системы. Тут считают промежуток времени с момента перехода на ваш сайт до момента возврата в выдачу. 

4. Последний клик. 

После перехода на сайт пользователь не вернулся в SERP. По логике алгоритма, пользователь удовлетворен результатом страницы.

Поисковые системы пока игнорируют модель поиска, когда пользователь открывает первые 10 страниц в разных вкладках и изучает их по порядку. Логика алгоритма такова, что 10-й результат оказывается релевантным, потому что длина клика больше, по сравнению с вышестоящими сайтами, и, скорее всего, возврата в выдачу не происходит, что тоже в идеальном мире поисковых систем сигнализирует о качестве информации. На деле 10-й результат может оказаться не полезным и не информативным для пользователя, но робот уже этого не узнает.

Читайте также:  Шесть действий вебмастера, отпугивающих конверсии

Внутренние факторы

Внутренние поведенческие факторы можно и проанализировать, и проработать.

Что анализировать

1. Глубина просмотра, длительность сеанса и процент отказов.

Изучаем глубину просмотра, время на страницах и показатель отказов. 

Внимание! Анализируйте эти метрики вместе или миксуйте их между собой и с другими метриками. По отдельности они вам ни о чем не скажут, потому что высокий показатель отказов на странице не всегда плохо — пользователь быстро находит нужную информацию — а много времени на сайте не всегда хорошо — пользователь не может найти нужную информацию, но очень пытается. 

Сам по себе показатель отказов, как и другие метрики по отдельности, не является фактором ранжирования.

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 4. Отчет в «Яндекс.Метрике»

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 5. Отчет «Анализ посещаемости страниц» в Google Analytics

Как правило, показатель отказов в Google Analytics считает за отказы процент визитов с просмотром одной страницы. То есть для лендингов показатель отказов в Google Analytics по умолчанию будет 100%. Поэтому необходимо настроить метрику под свои бизнес-процессы. Серьезно, показатель отказов при желании можно снизить до нуля. О том, как его настроить

2. Страницы выхода.

Предыдущие метрики дают наглядную картину в совокупности с анализом страниц выхода. С помощью отчета «Страницы выхода» находим некачественные страницы, с которых вероятнее всего пользователи возвращаются в выдачу, что снижает длину клика и в целом негативно влияет на поведенческие факторы. У таких страниц низкая длительность сеанса и высокий показатель отказов. Метрики индивидуальны для каждого проекта. Для анализа выбирайте страницы, показатели которых выходят за стандартное отклонение. 

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 6. Отчет «Страницы выхода» в «Яндекс.Метрике»

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 7. Отчет «Страницы выхода» в Google Analytics

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 8. Поиск некачественных страниц в отчете «Яндекс.Метрики». Средние отказы по проекту 12%, среднее время 2 минуты. Настраиваем фильтр на отклоняющиеся от нормы показатели, чтобы найти страницы, с которых уходят пользователи. 

3. «Вебвизор» и карты поведения в «Метрике».

Здесь все просто. Заходим в «Яндекс.Метрику» и ищем клики по некликабельным областям, замеряем скорость прокрутки текстов, которые вы писали неделю; изучаем области задержки скроллинга.

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 9. Интерфейс «Яндекс.Метрики»

4. Карты поведения в Analytics

Изучаем карту поведения, пути пользователей и карту целей в Google Analytics.

Три отчета доступны в аналитике Google. Там смотрим распределение трафика по сайту, точки входа и выхода и сам путь пользователя. 

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 10. Карта поведения в Google Analytics

Подробно о том, как анализировать пользовательский путь в Google Analytics и «Яндекс.Метрике», рассказано здесь.

Читайте также:  Цена клика в контекстной рекламе: от чего зависит и как её снизить

5. Некачественные страницы.

Просмотрите в «Вебвизоре» отчет «Исключенные страницы» по статусу «Недостаточно качественные». Это критическое состояние, когда страница исключается из индекса за низкое качество. Среди исключенных могут быть нужные структурные страницы. Очевидно, что пора заняться их оптимизацией. После работ On-Page-SEO, такие страницы легко возвращаются в выдачу. 

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 11. Некачественные страницы в «Вебмастере»

6. Страницы входа.

Изучаем страницы входа вместе с поисковыми фразами, по которым был совершен переход. Поисковой запрос должен соответствовать странице. Чтобы найти нерелевантные страницы входа, нужно отфильтровать поисковые фразы по проценту отказа и средней длительности просмотра и собрать страницы для дальнейшей работы с ними. 

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 12. Отчет «Поисковые фразы» в «Метрике»

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 13. Поиск нерелевантных страниц

Что «Яндекс» говорит об анализе ПФ: https://yandex.ru/support/webmaster/recommendations/user-behavior-analysis.html.

Как улучшить

Собрав 10 листов информации и 5 листов ссылок в Excel о поведенческих факторах на своем сайте, нужно распределить выявленные проблемы по основным категориям задач. Например:

1. Ускорение загрузки.

Пользователь не любит ждать дольше 2-х секунд. Этот показатель качества сайта нужно улучшить вне анализа ПФ. Сервисы для анализа скорости — gtmetrix.com и PageSpeed.

2. Работа с контентом страниц и On-Page-SEO. 

Прорабатываем страницы, которые нашли при изучении отчетов по страницам выхода, показателям отказа, глубине просмотра и длительности сеанса.

Тут действует единое правило: контент на странице = полноценный ответ по продвигаемому запросу. Интент запроса совпадает с интентом страницы, на сайте нет семантических дублей страницы, метатеги и заголовки уникальны. 

3. Улучшение юзабилити.

После анализа посещений в «Вебвизоре» и просмотра карт поведения пользователей, вы наверняка обнаружили бесполезный блок на сайте или интерактивный элемент, на который старательно кликают пользователи. В общем, формы должны работать, баннеры и push-уведомления не должны бесить. Страница работает по канонам UX/UI.

Быстрый экскурс в UX/UI не для слабонервных.

4. Оптимизация мобильной версии.

С 2015 года у нас тут Mobile First. Mobile First — это дизайн, интерфейс, скорость загрузки и юзабилити вашего сайта на мобильных устройствах. Делайте мобильные сайты, адаптивные версии, AMP и турбо-страницы. Если приступаете к разработке, начните с мобильной версии, а уже от нее отстраивайте десктопную. 

ПФ сайтов-конкурентов

Внутренние ПФ конкурентов

Примерные данные по длительности сеансов, глубине просмотров и показателям отказов можно посмотреть через сервис Semrush. Но количество бесплатных проверок ограничено.

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 14. Интерфейс Semrush и показатели вовлеченности по домену

Другие внутренние показатели поведенческих факторов конкурентов и постраничные метрики нельзя узнать, если у вас нет доступа к их системам аналитики. Так что засылайте шпионов. 

Внешние ПФ конкурентов

Если мы собственные внешние факторы не можем измерить, то что говорить о конкурентах. 

Но можно оценить примерный CTR по конкретным запросам, ориентируясь на общее распределение CTR в выдаче:

Все, что нужно знать о поведении пользователей

Рис. 15. Кликабельность ссылок в поиске «Яндекса» и Google. Расчеты Max Wilhard

Накрутка ПФ

Накрутка поведенческих факторов — искусственные действия, имитирующие трафик из поисковых систем, и целевые действия на сайте для роста позиций и трафика. Это манипуляция алгоритмом поисковой выдачи, которая наказывается наложением санкций и лишением трафика минимум на полгода.

Читайте также:  Полная инструкция по составлению медиаплана в контекстной рекламе

Почему не накручиваем

  • Потому что делаем сайты для людей.
  • Потому что не хотим портить нашу статистику.
  • Потому что не хотим получить санкции и остаться без трафика и прибыли на год.

Как можно накручивать

Вообще, нельзя, но раз вы читаете, то вам очень нужно. Пока не закрыта уязвимость, алгоритм, определяющий накрутку, хуже работает, если на сайте есть хороший SEO-трафик. Поэтому советую накручивать:

1. Только по страницам, которые есть в выдаче. 

2. Только в системах, где есть возможность писать сценарии для пользователя, следовательно, крутим, аккуратно прописывая сценарии поведения для каждых 5–15 посещений. 

3. Имитируя естественный рост и падение трафика в соответствии с сезонным спросом. 

Но даже за это можно словить санкции, так что накрутка подходит для проектов, которые создаются с целью получения краткосрочного результата. При накрутке от 100 000 пользователей в день, сайты придется менять каждые 3–6 месяцев. 

10 способов спалить накрутку от «Деваки»

Безболезненный путь — крутить ПФ группам в социальных сетях. В SERP хорошо индексируются группы Vk, Pinterest, «Одноклассники». Накручивая поведенческие факторы на страницу официальной группы или страницы компании, можно попасть в топ. Цель — монополизация выдачи. 

Выводы 

Чтобы улучшить внешние поведенческие факторы:

  • Отслеживайте CTR страниц в консолях веб-мастеров GSC и «Вебмастера»;
  • внедрите структурированные данные;
  • оптимизируйте метаданные.

Для улучшения внутренних поведенческих факторов:

  • Публикуйте полезный уникальный контент;
  • улучшайте юзабилити;
  • повысьте скорость загрузки;
  • оптимизируйте сайт под мобильные устройства.

Чек-лист ПФ на сайте

1. CTR сайта.

  • Сниппет раскрывает суть страницы.
  • Компания зарегистрирована в «Справочнике».
  • Быстрые ссылки корректны.
  • Внедрены структурированные данные: хлебные крошки, местная организация, рейтинг.
  • В «Вебмастере» добавлен YML с т/у и ценам.
  • Сайт работает на https.

2. Отказы.

  • Страницы входа релевантны поисковому запросу.
  • На сайте нет битых ссылок.
  • Страница грузится меньше 2-х секунд.
  • Настроена и корректно определяется языковая версия при необходимости.

3. Глубина просмотра.

  • Иерархичная структура, подробное меню.
  • Внедрена навигация по сайту.
  • Контекстная перелинковка.
  • Для объемных проектов внедрена html-карта сайта или разводящая страница.

4. Длительность сеанса.

  • Функционал работает без ошибок.
  • Внедрены интерактивные элементы: калькулятор, чтобы рассчитать стоимость комплекса услуг; игра, чтобы отвлечься, пока ждешь доставку еды.
  • Информация на сайте актуальная, дает развернутый ответ на вопрос пользователя, решает его проблему. 
  • Внедрен и оптимизирован графический контент: изображения, видеоролики, инфографика.
  • Всплывающие окна и push задерживают пользователя, но не надоедают. 

Прикольные инструменты

И оба платные.

Здесь за вас проанализируют ПФ

Здесь можно попросить реальных пользователей протестировать сайт