7 советов адвокатам и юристам по продвижению в СМИ

Правильно использовать информационные инструменты – как для формирования своего образа, так и  в интересах своих доверителей – стоит научиться любому адвокату. Для представителей этой профессии значительную часть PR-стратегии составляют публикации в СМИ, поэтому рассказываем, как их организовать и о чем писать.

Имидж юридической профессии

С одной стороны, адвокаты защищают права и интересы граждан, именно к ним обращаются при столкновении с системой правосудия. В то же время, с давних пор их образ ассоциируется с защитой преступников, с корыстными мотивами – выражение «адвокат дьявола» отражает эти тенденции.

Но неоднозначное отношение не всегда негативно влияет на карьеру юриста. Так, участие Роберта Кардашьяна в защите О. Джея Симпсона сделало его предметом обсуждения общественности – защитил он невиновного или освободил убийцу? В конечном счете остается только уважение к его профессионализму, что не дает однозначно оценить его личность по критерию «хороший-плохой». В этом деле важным было то, что Кардашьян смог грамотно использовать информационную повестку и повлиять на мнение присяжных, разыграв «расовую карту».

1. Соблюдайте адвокатскую этику

В информационном поле даже намека не должно быть на нарушение принципов адвокатской деятельности и Кодекса профессиональной этики адвоката. Особенно это касается разглашения адвокатской тайны: перед тем, как давать какие-либо комментарии по ходу дела, стоит проанализировать информацию и оценить, не навредит ли она клиенту.

2. Учитывайте формат издания

Это напрямую влияет на создаваемый образ и привлекаемую аудиторию. Люди по-разному воспринимают разные площадки и, соответственно, их спикеров. Так, интервью в глянцевом деловом издании поможет создать соответствующий образ и заинтересовать целевую аудиторию, а публикации в специализированных изданиях – сформировать свой образ в профессиональном сообществе.

Комплекс охваченных СМИ дает образ, складывающийся из индивидуальных и личностных особенностей, выбранной площадки, текста и темы, самопрезентации и заранее наработанного информационного пространства.

3. Миксуйте разные форматы публикаций

Лучше всего пиар-инструменты работают в комплексе, с ежедневной детальной проработкой и поддержкой постоянной коммуникации с журналистами. Желательно сочетать разные форматы материалов.

Комментарии: часто дают больше преимуществ при наименьших временных затратах. Позволяют охватить трендовые новости, заработать лояльность прессы и привлечь внимание аудитории, следящей за новостной повесткой. Потенциальные клиенты заметят спикера, а уже имеющиеся – оценят высказанное мнение.

Лонгриды: позволяют раскрыть конкретную тему и проявить себя в качестве эксперта по выбранному направлению. Порой это возможность задать тренд с помощью правильной темы и заголовка.

Эфиры на радио и ТВ: визуальное впечатление наиболее сильно воздействует на пользователя и остается любимым форматом получения информации.

Подкасты: не стоит обделять их вниманием, поскольку они набирают минимум по 50 тысяч прослушиваний и собирают аудиторию, воспринимающую информацию на слух.

4. Говорите с аудиторией понятным ей языком

При пиаре юристов не стоит забывать, что читают издания по большей части обычные граждане, не знакомые с тонкостями юридической терминологии. Поэтому тексты должны быть максимально понятными. Это не касается специализированных юридических изданий, хотя критерий понятности изложения применим и к ним. Этот пункт должны учитывать как сам спикер, так и пиарщик, продвигающий его.

5. Ставьте реалистичные цели 

Начинающим спикерам, не имеющим опыта общения с журналистами, не стоит браться за заманчивые, но слишком сложные проекты, как например РБК-ТВ. При таком формате любую ошибку, будь то слабый текст, срыв дедлайна или опоздание на прямой эфир, будет очень сложно исправить в дальнейшем. Это может испортить отношения с журналистами и сформировать негативную оценку спикера.

6. Серьезно отнеситесь к первой встрече 

 Важно еще на этапе знакомства с журналистом создать правильное представление о себе. Идеально, если спикера кто-то рекомендует и готовит к общению с ним. Если же первое общение с журналистом ведется напрямую, то стоит приготовить грамотно составленную пресс-карту. Еще лучше заранее ознакомиться со стилистикой и форматами издания, подготовить темы, которые могут заинтересовать журналиста. Это на первом этапе сформирует уважительное отношение, которое намного важнее публикаций.

Заранее подготовьте деловую фотографию на случай, если это понадобится изданию. Это предотвратит ситуации, когда приходится отправлять некачественное фото из-за срочности задания. Это неуважение к изданию, что может также негативно сказаться на отношении к спикеру. Лучше всего приготовить такое фото еще на этапе составления пресс-карты.

7. Следите за актуальной новостной повесткой

Это возможность высказаться по самым обсуждаемым темам, которые обеспечат наибольший охват аудитории. Причем комментарии по самым «горящим» темам не обязательно могут быть строго юридическими – нередко изданиям нужно мнение спикера общего характера, в плане пиара это возможность обратиться к самой широкой аудитории.

Об авторе: Анна Ефремова, генеральный директор коммуникационного агентства «Фавитон»