Что делать интернет-магазину во время COVID-19: советы на период карантина и после

Что делать интернет-магазину во время COVID-19: советы на период карантина и после

Читать 2 минуты

Ваш интернет-магазин уже давно настроен и принимает заказы? Если так, поздравляем! Вы всё сделали вовремя. Получается, ажиотаж со срочным переходом в онлайн из-за коронавируса и карантина вас не касается.

На самом деле касается. События этой весны повлияют на все бизнесы, в том числе и на уже работающие интернет-магазины:

  • Конкуренция увеличится из-за того, что все, кто может, перейдут из офлайна в онлайн.
  • Покупательская способность людей, наоборот, уменьшится. Часть ваших прошлых или потенциальных клиентов потеряет работу из-за карантина. У других снизится доход. А возможные накопления обесценятся из-за скачков курса валют. Люди будут думать дважды, прежде чем что-то купить.

Вам тоже пора вступать в борьбу: настраивать новую рекламу и делать магазин удобнее для покупателей, когда на них действуют ограничения карантина (расскажем дальше, что именно делать).

С другой стороны, время думать не только о прибыли. Если коронавирус не грозит выживанию вашего бизнеса, то у кого-то из покупателей дела могут быть намного хуже. И в ваших силах поддержать их. Немного внимания и заботы, и они вспомнят о вас, когда дела наладятся.

Вот что стоит начать делать прямо сегодня:

1. Организуйте бесконтактную доставку

Во время карантина есть два самых безопасных варианта доставки:

  • Курьер, который приносит посылку к квартире, оставляет её у двери, звонит покупателю и сообщает о доставке. Тут получателю даже из дома выходить не нужно.
  • Постаматы (почтоматы), из которых клиент забирает посылку в удобное для него время. Постаматы обычно стоят в торговых центрах и магазинах, но сейчас поток посетителей в этих местах меньше, поэтому, при соблюдении дистанции, можно избежать контактов с другими людьми.

Вряд ли кто-то из клиентов сейчас захочет идти за посылкой в отделение Почты России (хотя и там очередей пока быть не должно). Поэтому лучше добавить дополнительные методы доставки, чем терять клиентов.

Выясните у своей курьерской службы, какие меры она принимает для профилактики заражения коронавирусом, есть ли у неё услуга «Бесконтактная доставка». Если пока не подключили курьерку, читайте, как её выбрать .

Если у вас интернет-магазин на Эквиде , подключите курьерскую доставку от Boxberry , СДЭК или выберите другую из списка .

2. Добавьте онлайн оплату

В карантин чем короче контакты между людьми, тем безопаснее. Тут поможет онлайн оплата: не надо передавать деньги из рук в руки или нажимать на кнопки терминала.

Ещё один плюс предоплаты — вы получаете деньги за товар сразу, а покупатель гарантированно (ну, почти) заберёт посылку. Никаких кассовых разрывов и минимум отказов.

Подключите к интернет-магазину эквайринг от своего банка или одной из платёжек. В Эквид-магазине это Робокасса , ЮKassa (Яндекс.Касса) , Сбербанка , Тинькофф Оплата и другие .

3. Добавьте в магазин актуальные товары

Не стоит резко менять ассортимент и закупать крупные партии нового товара. Купите пару экземпляров, сфотографируйте, организуйте предзаказ. Если пойдёт, можно работать. Вот что, скорее всего, будет пользоваться спросом:

  • «Карантинные» товары
    Всё, что нужно для обустройства домашнего офиса, приспособления для приготовления пищи, игры, в том числе детские, средства для уборки, предметы интерьера. А ещё пижамы и удобная домашняя одежда. Комнатные овощи, цветы. И, конечно, продукты. Товары, которые сделают долгое пребывание дома удобнее, приятнее и веселее.

Asos создал подборки «домашних» товаров

Asos создал подборки «домашних» товаров

  • Более дешёвые товары
    Если прогноз о падении покупательской способности оправдается, хорошо бы подготовиться к этому сейчас. Тут два пути: повышать ценность своего предложения (рассказали в статье, как это делать ) или добавлять в ассортимент более дешёвые товары.
  • Товары, которые хорошо покупают в кризис
    В отпуск в ближайшие месяцы поехать не получится, да и денег стало меньше. В такой ситуации люди начинают мастерить сами, больше времени проводят на даче за выращиванием овощей и затевают ремонт. Товары для этих сфер обычно пользуются популярностью в кризис.

Когда закончится эпидемия и всё придет в норму, используйте для оценки спроса нашу инструкцию . Сейчас тоже можно, но аккуратно, перепроверяйте двумя-тремя способами, тренды начала года могут быть неактуальны.

4. Начните продавать цифровые (электронные) товары

Кажется, цифровые товары идеальны во время эпидемии. Никаких контактов с людьми и посторонними предметами. Оплатил и сразу получил свою покупку на email.

Кроме очевидных плюсов электронных товаров (не нужны склад и доставка), есть и неявный — это задел на будущее. Чтобы создать книгу, инструкцию, чеклист, трек, нужно приложить усилия один раз, а продаваться этот товар может сколько угодно раз.

Что можно продавать:

  • книги (например, подборки рецептов);
  • чеклисты (например, как расхламить дом);
  • схемы и инструкции (например, как обработать фото в ***);
  • видео-уроки;
  • сценарии.

И многое всего другого, вот подборка идей .

И не стоит думать что-то вроде: «Да этих рецептов в интернете полно! Кому нужна моя подборка». Да, полно, даже слишком много. Нужные надо найти, потратив на это часы. А ваша тематическая подборка «Завтраки на кето диете во время поста» — это уже готовый продукт, который сэкономит людям время. Со всем остальным точно так же.

5. Пересмотрите список поставщиков и партнёров

Арендодатели, поставщики материалов, оборудования и упаковки, банки и курьерские службы… Выясните, есть ли у них специальные условия на время карантина. Даже если на сайте партнёров ничего не написано, задайте вопрос вашему менеджеру или службе поддержки.

С поставщиком и арендодателем можно инициировать разговор о снижении цен. Либо посмотреть условия у других — используйте наши советы по поиску поставщиков .

85 каталогов оптовых поставщиков для интернет-магазина

85 каталогов оптовых поставщиков для интернет-магазина

Поставщики из России и других стран мира

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

6. Начните осваивать новые рекламные каналы

Причины всё те же  рост конкуренции, спад спроса. Значит, надо искать новых клиентов и новые каналы продаж:

  • Создайте страницы и начните продвигаться в соцсетях, до которых раньше не доходили руки. Попробуйте Пинтерест и Снэпчат , российские бизнесы там пока не слишком активны. И используйте подборку советов, как продавать в соцсетях .
  • Попробуйте разместить таргетированную рекламу в ***, ВКонтакте (это удобно с помощью пикселя *** и пикселя ВКонтакте , которые легко настроить в Эквид-магазине), Яндекс.Директе или Google Покупках . Это может быть рискованно для новичков, особенно в конкурентных нишах, поэтому начните с небольших бюджетов и точнее настраивайте таргетинг.
  • Начните делать рассылки на своих покупателей и посетителей магазина. Это самый верный способ получить повторные продажи и «реанимировать» покупателей, которые давно не заходили в магазин. Если у вас магазин на Эквиде, включите автоматические письма .
  • Выходите на маркетплейсы: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет (в него можно быстро выгрузить товары из Эквид-магазина ). У всех площадок свои правила и ограничения, поэтому сначала придется настроить магазин под их требования.

Пока у вас преимущество перед теми, кто только переходит в онлайн, используйте его.

7. Помогите тем, кому хуже

Даже если у вас с продажами всё отлично, клиентам и другим бизнесам может быть тяжело. Проявите заботу, поддержите смежный проект, которому симпатизируете, дайте скидки клиентам. Вот что ещё вы можете сделать:

  • Придумайте полезный цифровой товар, связанные с вашим магазином (инструкцию, обучающее видео), и раздавайте его бесплатно.
  • Купите подарочный сертификат (чтобы использовать его после карантина) у массажного салона, бассейна, курсов рисования или другого офлайн бизнеса, услугами которого вы пользовались.

Мы верим, что добрые поступки не забываются и помогают людям объединяться в период трудностей. Так немного легче становится всем.

8. Продумайте стратегию на будущее

Как действующему интернет-магазину использовать своё выгодное положение во время карантина? Можно копить подушку безопасности, можно вливать всё заработанное в рекламу, чтобы наращивать пул постоянных клиентов, можно взять кредит на развитие…

Самое время обдумать стратегию и представить, что будет с вашим бизнесом через год. Экономика вряд ли восстановится быстро, люди будут покупать реже. Будет ли пользоваться спросом ваш товар? Что стоит изменить? В какую сторону развиваться? На эти вопросы можете дать ответ только вы сами, но, нам кажется, задать их прямо сейчас очень важно.

Оглавление

Об авторе

Анна Конева — контент-маркетолог и редактор в Эквиде. Делает этот блог, берёт интервью у владельцев бизнесов и проводит обучающие вебинары для всех, кто хочет запустить свой интернет-магазин и начать продавать.

Мы используем cookie-файлы и сервисы аналитики, чтобы помнить о ваших предпочтениях, оценивать эффективность наших рекламных кампаний и улучшать работу сайта. Выбирая «Принимаю», вы даёте согласие на использование файлов cookie.